Служить Церкви Христовой и своему народу Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 11 (246) ноябрь 2014  
 
Доклад архимандрита Владимира (Швеца) к 215-летию Харьковской епархии

История Христианской цер­кви — есть изучение ее прошлого, изложенного в систематическом порядке, т. е. в хронологической последовательности. Это Предание о жизни Церкви, что подтверждает апостол Павел в своих посланиях: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). «Сие пишу тебе… чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14,15).
Из жизни Церкви известно, что юбилейные даты — это памятные вехи на историческом пути, благодаря которым мы можем оглянуться назад и осмыслить пройденный путь.
Такой вехой стал для нашего общества 2013 год — год празднования 1025‑летия Крещения Руси. А в нынешний 2014‑й год Харьковская епархия отмечает 215‑летие своего исторического бытия — достойного пути служения Богу.
А вместе с тем мы празднуем 360‑летие со времени основания города Харькова и 210‑летие основания Харьковского университета.
Харьковский край — центр историко-географической области Украины, за которой закрепилось название «Слобожанщина». Этот край начал обживаться людьми в глубокой древности. Славяне еще в VIII веке создали на месте будущего Харькова поселение, выросшее в X веке в город Донец, который был центром ремесел и важнейшим пунктом транзитной торговли. Первое упоминание в летописи о Донце относится к 1185 году. Донец был разрушен ордами Батыя в середине XIII века. Считается, что основателям современного города стали украинские казаки и крестьяне, которые пришли на эти территории в середине XVIII века, во время Освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг., под предводительством Богдана Хмельницкого.
Со временем, в связи с ростом населения на Слобожанщине, увеличивалось число приходских церквей и монастырей.
Первоначально эти церкви и монастыри входили в состав Патриаршей области. Многие священники города Харькова с разными вопросами обращались непосредственно к царю. Профессор Д. И. Багалей, историк и исследователь Слобожанщины пишет: «С 1653 года началась перепись Патриаршей области, распространившаяся и на города Слободской Украины. В 1657 году, при Никоне в состав Патриаршей области входили города Белгородской и Слободской Украины». На Соборе 1657 года шла речь об образовании отдельной Белгородской епархии, но назначенный на эту кафедру Крутицкий митрополит Питирим по ряду причин отказался ехать в Белгород. Слобожанские земли и далее продолжали входить в Патриаршую область, но длилось это не долго.
В 1667 году все же была учреждена Белгородская епархия, и город Харьков вошел в ее состав. На Харьков, как один из самых крупных городов Белгородской епархии, обращалось особое внимание. С именем питомца Киевской Духовной Академии — епископом Епифанием Тихомирским, связано великое дело учреждения в Харькове Коллегиума, в 1726 году. Архиепископ Досифей, славившийся ученостью, добился у императрицы Анны Ивановны передачи Харьковскому Коллегиуму библиотеки Стефана Яворского. Особого внимания заслуживает Святитель Иоасаф (Горленко) епископ Белгородский (1754), глубоко почитаемый Харьковчанами (Канонизирован в 1911 году). Он неустанно заботился о приведении в порядок дел епархии, о восстановлении церквей, об искоренении суеверий; всячески помогал вдовам, сиротам, обездоленным и прославился как строгий подвижник, блюститель церковных уставов и обличитель недостойных священников. Много трудов положил Святитель в деле просвещения и благоустройства своей обширной епархии. Часто он бывал и в Харькове. «Большую часть времени он был в разъездах по епархии, на экзаменах и диспутах в Харьковском Коллегиуме, на службе в храмах Божьих» (Маляревский А., прот. Святитель Иоасаф епископ Белгородский. СПб. 1910. с. 36).
Последним Белгородским архипастырем, в ведение которого входил город Харьков, был Феоктист (Могульский, 1818 г.). За время, когда Харьков входил в состав Белгородской епархии, произошли следующие события: в 1744 году было образовано духовное правление в Харькове, в 1767 — в Лебедине, в 1776 — в Ахтырке, в 1778 — в Сумах; в 1780 году было открыто Харьковское наместничество и Харьков стал главным городом наместничества, в состав которого входило 15 округов (Матвеенко М., свящ. История Харьковской епархии. Харьков, 1999 г.).
Главное внимание Белгородских архипастырей сосредотачивалось в Харькове на Коллегиуме, и это служит еще одним доказательством того, что это учебное заведение придавало городу значение центра духовного образования, еще тогда, когда он не был центром административным. Но ввиду большой обширности епархии, многие архиереи не могли лично наблюдать за всеми ее уголками. Для южной части этой епархии необходим был новый центр, и таковым мог быть только Харьков. Факт выделения Слободско-Украинской епархии из Белгородской явился совершенно естественным и необходимым.
16 октября 1799 года вместе с Калужской, Пензенской, Тульской, Волынской и Уфимской епархиями была учреждена и Слободско-Украинская епархия: «Всеблагим Промыслом Божием, вследствие указа императора Павла, от 16 октября за № 16 (156) была учреждена Слободско-Украинская Харьковская епархия, выделенная из обширной Белгородской епархии» (Никодим (Руснак), митр. Рождественское послание. Харьков, 1999). В ее состав вошли все церкви Слободской Украины (около 600), а также некоторые церкви, входившие в состав Воронежской и Екатеринославской епархий. «Всего в новообразованной епархии было 673 церкви» (Гусев И. А., Харьков, его прошлое и настоящее. Харьков, 1902. с. 79).
2014 год насыщен разными событиями из жизни Харьковской епархии:
— 215‑летие Харьковской епархии.
— 360‑летие со времени кончины святителя Афанасия, Патриарха Цареградского и Лубенского Чудотворца.
— 260‑летие со времени кончины святителя Иоасафа Белгородского.
— 230 лет со времени рождения святителя Мелетия (Леонтовича)
— 125 лет со времени рождения священномученика Онуфрия (Гагалюка).
— 360 лет со времени основания г. Харькова.
— 325 лет со времени освящения монастырского храма Покрова Божией Матери митрополитом Авраамием.
— 210 лет учреждения Харьковского Университета.
— 25‑летие возрождения Свято-Покровской обители г. Харькова.
— 25‑летие открытия после разрушения Свято-Пантелеимоновского храма.
— 15 лет со времени основания и 10 лет со времени освящения храма священномученика Александра (Петровского).
Хотелось бы особо обратить внимание на некоторые события, которые связаны с жизнью Харьковской епархии во время архипастырского служения митрополита Никодима (Руснака).
Это, прежде всего, всем нам памятное, празднование в 2013 году прославления Слобожанских святых. Особенную любезность в деле собрания документов о священномученике Онуфрии (Гагалюке), священномученике Александре (Петровском) оказал упоминаемый митрополитом Никодимом в своей книге «Сборник Служб и Акафистов» (X. 1999 г., стр. 293), работник Харьковской епархии Криворучко Николай Степанович, ибо он был очевидцем трагических событий, в связи с именем святителя Афанасия. Как поведал Николай Степанович, во время военных событий, в 1942–1943 гг. немецкие войска, после Сталинградской битвы решили направить свои военные действия против советской армии через город Харьков.
Советское правительство, в 1943 году, пообещало Русской Православной Церкви открыть многие храмы и, в частности, в г. Харькове — Благовещенский Собор. В это время Полтавским епископом был — епископ Вениамин (Новинский), который был направлен в Полтаву в августе 1942 года, и тогда работник Харьковского епархиального управления, Николай Степанович Криворучко, зная, что в Полтаве был Управляющий епархией, епископ Вениамин, перешел линию фронта, попал к Владыке на прием и просил всеми возможными и невозможными способами открыть Благовещенский собор на Пасху 1943 года. Владыка Вениамин согласился на это предложение и, в Понедельник Страстной Седмицы, прибыл в г. Харьков. Осмотрев полуразрушенный храм, он упросил городские власти разрешить совершать божественную литургию в Благовещенском соборе.
Совершив божественную литургию в Чистый Четверг, Владыка Вениамин рукоположил во диакона Василия Серовского. В тот же день Архипастырь испросил у городских властей разрешение совершить божественную литургию в Светлое Христово Воскресение. После этого богослужения, Благовещенский Собор уже не закрывался.
День освобождения Харькова — 23 августа 1943 г. — стал днем официального открытия Благовещенского Собора. В связи с этим, в этот день иереем Василием Серовским, по благословению Владыки Вениамина, был совершен благодарственный молебен.
Все трудности повседневной жизни собора, связанные с военным периодом, ложились на Епархиальное управление, где работали: о. Василий Серовский, Н. С. Криворучко, монахиня Херувима, которая в 20‑е годы ухаживала за Владыкой Онуфрием (Гагалюком); и других тружеников епархии.
Победный 1945 год принес нашей Родине мир. Страна начала залечивать раны, нанесенные войной. Харьковская епархия, ее верующие и духовенство сделали очень много для победы над врагом. А затем в Благовещенский собор были перенесены мощи святителя Афанасия.
Дальнейший расцвет Харьковской епархии связан с архипастырским служением Митрополита Никодима, который был направлен в Харьковскую епархию в 1970 году, и продолжается в наше время благодаря верному последователю архипастырского крестоношения митрополита Никодима — всеми уважаемому митрополиту Онуфрию.
29 января 2005 года, Высокопреосвященнейший Никодим, Митрополит Харьковский и Богодуховский, выступил с речью в Харьковском Университете, где сказал: «Для меня большая честь участвовать в праздновании 200‑летия Университета, ибо Университет на протяжении этих лет, при любых обстоятельствах, которые иногда были очень сложные, не посрамил своей славы. И я преклоняюсь перед теми, кто трудился в этом храме науки на протяжении дух веков, и пройдет время, этот Университет будет праздновать 300‑летие». Сегодня, в 2014 году Слобожанщина празднует 210‑летие основания Университета.
Объединяя празднование 215‑летия Харьковской епархии, 210‑летие Харьковского Университета, 260‑летие со времени кончины Святителя Иоасафа (Горленко), мы молим Пресвятую Богородицу сохранить Церковь Христову и весь Слобожанский народ для дальнейших трудов во Имя Христово и на благо процветания Слобожанщины.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Украинская Церковь выступила против законопроекта № 2342
  • К 360-летию блаженной кончины святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, ...
  • Архиепископ Онуфрий принял участие в заседании Священного Синода УПЦ
  • 10-летие освящения храма Рождества Христова г. Харькова
  • 18-летие Харьковского Архиерейского Собора




  •  
      Просмотрено: 768 раз Просмотров: 768 автор: and 2 января 2015 Напечатать Комментарии (0)