Cвященномученик Онуфрий Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 12 (235) декабрь 2013  
 

Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)


В апреле 2014 года исполняется 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плою любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)


Праздник Владимирской иконы Божией Матери
(Общественное значение молитвы)
«Без Меня не можете делать ничего». (Иоан.15:5)
В обыкновенный будничный день собрались мы, возлюбленные, в сей святой храм Божий, чтобы почтить Пресвятую Божию Матерь, ради чудотворной иконы Ея Владимирския. Оставили вы свои обычные житейские дела, для иных и срочные, семейные нужды свои забыли и молились усердно здесь. Зачем это вы сделали. Не напрасно ли? Не повредите ли вы своему благополучию, не уменьшите ли своего состояния. Разве мало для вас воскресных и праздничных дней? А вы приходите еще в будничный день молиться. Если вы будете проводить время в молитвах, то кто же позаботиться о ваших делах... Не смущайтесь, возлюбленные, не напрасно вы посетили храм Божий; великую пользу именно своему благополучию приносите, посещая и в будничные дни храмы Божии. Каким же образом? Дело в том, что недостаточно одних наших человеческих усилий для успеха всякого дела. Как бы мы не трудились усердно, какие бы прекрасные технические средства у нас не были, но если Господь не поможет нам, напрасны будут все наши труды.  «Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его;  если Господь не охранит города, напрасно бодрствует стража». (Псал. 126:1). И разве это не правда? Посмотрите на крестьянина-труженика. Вот он тщательно вспахал землю, засеял ее отборным зерном...  Но если Господь не пошлет дождей — будет засуха и хлеб не вырастет. Но пусть дожди пойдут и хлеб созреет. Пошлет Господь град — и от хлеба ничего не осталось. Трудится рабочий над устройством всевозможных машин, орудий, зданий, выстраивает города со всеми культурными удобствами. Но Господь поколебал землю — и от большого прекрасного города остались развалины. Самая наша жизнь зависит не от нас, не от средств научных. Что может сделать умирающему лучший профессор-врач? А Господь не раз воздвигает верующих с одра смерти... Милость же Божия на все эти дела мирские, Его благословение — и призывается нашими усердными к Богу молитвами. Мы молимся Богу, и Он посылает успех нашим делам. Здесь оправдание ежедневных и ежечасных молитв монахов и монахинь. Зачем так часто молятся эти монахи, почему они не занимаются другими делами, а только молитвой. Своими молитвами они помогают именно нашему мирскому благополучию, ибо просят Бога, о всем мире, о его спокойствии и о благе. Не напрасно и  вы пришли сюда, но для того, чтобы помолиться Царице Небесной, нашей общей Заступнице. А Она умолит Своего Сына возлюбленного, да дарует Он всем нам мир и благопоспешение во всех трудах наших, А если Божие благословение будет на наших делах, то они будут всегда успешными, ибо Сам Спаситель сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).
Аминь.

В храме прп. Иова Почаевского «Наши духовные сокровища»

Поучение, сказанное мною верующим Молитвенного Дома в честь преп. Иова Почаевского, что на Липовой Роще, около г. Харькова, 17/4 февраля 1925 г. за всенощным бдением.
«Сие есть победа, победившая мир наш — святая вера наша» (1 Ин. 5:4).
Молитвами Преподобного и Богоносного отца нашего Иова, Игумена Почаевского и всея России Чудотворца, Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!
Я хотел бы сказать вам, возлюбленные, несколько слов о покровителе вашего храма, преподобном Иове..
Преподобный Иов подвизался в стране Волынской. Будучи иноком, а затем игуменом Почаевской лавры, преп.Иов всеми силами боролся с католической ересью. Много оскорблений и страданий перенес св. Иов, но не изменяя св.вере православной, и сам удержался в ней, и многих удержал от погибельной католической ереси.
Какие же заветы оставил нам преп.Иов Почаевский? Беречь как зеницу ока святую веру в Бога и держаться святой Православной Церкви Божией.
Много есть благ земных: здоровье, богатство, слава, но все это нужно оставить христианину, когда нужно, ради веры святой. Если тебя лишают имущества, соглашайся быть нищим, но вере не изменяй. Если над тобой будут смеяться, издеваться, позорить тебя ради Церкви Православной, — перенеси сие, но и от святыни своей не отрекайся. Грозят тебе мучения и далее смерть телесная, — не бойся их, возлюбленный, а в вере будь непоколебим. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, и Евангелия, — тот сбережет ее. Ибо, какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою. Кто постьщится Меня и Моих слов в мире сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Но ты слышишь возражение со стороны неверующего: почему это я должен, — говорит он тебе, — верить в Бога и отказываться от здоровья, богатства и иных благ земных? Лучше я откажусь от Бога, но буду жить в свое удовольствие.
Как же доказать такому человеку превосходство нашего вероисповедания? Дело в том, возлюбленные, что без веры в Бога никогда человек не найдет покоя душе своей. Посмотрите на людей здоровых и богатых, и знатных внешне, но неверующих, вглядитесь внимательно в их лица, и там прочитаете вы духовную смерть: тоску, уныние... Они какие-то сумрачные, неприветливые. Обратите внимание на верующие души: пусть они будут и больны телом, и в унижении, и бедные, — они веселы душою, покойны, мир на лицах их, дружелюбие. Это — Господь Бог с ними! Он их утешает и дает покой и радость.
Когда бывает сравнительно спокойное время для нашей внешней жизни, эта разница не проявляется особенно сильно, но в дни внешних войн или междоусобий, когда смерть начинает витать над головами людей, — тогда ясно видим малодушие людей неверующих: они мечутся, страшатся смерти. А верующий человек встречает смерть покойно, ибо знает, что жизнь будущая есть продолжение настоящей и, что главное, — жизнь будущая лучше настоящей: там не будет ни печали, ни болезни, но вечное общение с Богом.
Также неправы суждения и тех людей, которые говорят: всякая вера одинаковая — католичество, протестантство, обновленчество, православие, ибо ведь они признают Бога».
Преп. Иов Почаевский, не желавший принять нечестивой латинской веры и перенесший многие страдания, — ясно говорит нам, что православие  есть такое сокровище для нас, что нужно перенести и узы, и смерть, но не принимать никакой другой религии, которая именует себя тоже христианской.
Так и ныне мы видим, что православные святители и миряне, ради того, чтобы не принять нечестивого, безблагодатного обновленческого раскола, чтобы стоять непоколебимо в святой Православной Церкви, соглашаются нести и узы, и даже самую смерть ожидать... Обратите также, возлюбленные,  внимание и на духовное настроение неправославных: латинян, протестантов, обновленцев — с одной стороны и на душевное настроение православных  — с другой. По общему наблюдению, у всех прежде православных архиереев и иереев, ставших теперь обновленческими, совершенно изменился внешний облик: они стали какими-то черствыми, мрачными, унылыми, несмотря на то, что их внешнее положение — спокойное.
Недавно ко мне пришел священник из моей епархии, прежний борец за православие, в слезах и скорби великой.
В чем дело? Под насилием обновленцев он изменил святому православию и стал обновленческим раскольником. Он искренне рыдал у меня и говорил, что ночей он не спит от мук совести. Он согласен и на узы, — из коих его только освободили, просит покаяния у меня, как у своего епископа, и готов и на смерть, но чтобы его вырвать из оков обновленчества и принять в лоно святой Церкви Православной.
Скажите же, почему этот заблудившийся, но добрый по своей душе пастырь, так мучился, изменив Православной Церкви и став обновленцем, если православие и обновленчество, как утверждают иные, одно и то же?
А посмотрите на православных: они и в узах радуются, ибо совесть их чиста, и благодать Божия с ними.
Дорожите же, возлюбленные; даже до смерти, своею верою в Бога и святой Православной Церковью. Это наши великие духовные сокровища, выше коих ничего нет. Здесь, на земле, имея твердую веру в Бога и принадлежа к святой Церкви Православной, мы будем всегда покойны душою, при самых тяжелых внешних условиях жизни. А в жизни будущей — вечной, нам готовятся великие радости, по словам Апостола:  «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердив человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Аминь.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)
  • Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)
  • Cвященномученик Онуфрий
  • Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)




  •  
      Просмотрено: 750 раз Просмотров: 750 автор: and 7 февраля 2014 Напечатать Комментарии (0)