Феномен святости Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 12 (235) декабрь 2013  
 

Феномен святости(К вопросу о прославлении святых)


В 2012 году исполнилось 75 лет со времени насильственной кончины священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Это была особенная личность, понимающая многие проблемы человеческой жизни.
Во-первых, это был знаток медицины, не будучи врачом, смог расшифровать единение сотворенного Богом человека и природы видимой, как служительницы оздоровления человека гомеопатическим (органическим) путем, не привлекая аллопатию.
Сегодня трудами некоторых людей, в частности, К. П. Кравченко, обесчещены медицинские труды священномученика Серафима, ибо эти труды приспособлены Кравченко под сегодняшний процесс оздоровления. Поэтому, решением Издательского Совета РПЦ, методику оздоровления человека, составленную К. П. Кравченко, не рекомендовано для распространения. Однако, научную и творческую деятельность священномученика Серафима (Чичагова) нельзя умалить, ибо в его трудах подняты многие проблемы духовной жизни человека, как творения Божьего. В частности, вопрос о деканонизации Анны Кашинской. История прославления Анны Кашинской очень сложная, однако, наверное справедливость восторжествовала. Вот что по этому вопросу писал священномученик Серафим (Чичагов).

Архимандрит Владимир (Швец).

«Второй вопрос, меня затем интересующий, это торжество открытия мощей св. Анны Кашинской. Сперва, скажу вообще, зная хорошо всех действующих лиц, Тверской Владыка не может подготовить это торжество с духовной стороны. Никто из них никогда мощей не видел, ни омыть их, не переоблачить не умеет и все это требует большого опыта, умения, и заблаговременного приготовления. Повторяется история с мощами преп. Серафима. Если бы я не имел опыта и не переоблачал в жизни трех преподобных и не научился бы на Суздальских святых, которые тоже в костях, а не цельные, как Феодосий, то никто бы не справился с переоблачением мощей Серафима. Ведь никто не знает сейчас мерки роста Анны Кашинской, а надо заготовить одежду. Была ли она пострижена в мантию или схиму? Нельзя также мантии делать для мощей, как для живого человека; ведь мерка совсем другая и шить надо иначе. Это умеют только в Московском Вознесенском монастыре, где мне три раза, шили для трех преподобных. Потом, нельзя для мощей делать шерстяную мантию, а надо шелковую, а то заведется моль. Вообще, много есть сноровок, даже в Киевской Лавре не знают такого облачения, потому что там прямо мощи держат в шелковых мешках, а не в одеждах».
Второе прославление св. благоверной Великой Княгини Анны Кашинской, в иночестве Евфросинии (†1338) состоялось 12 июня 1909 г. в г. Кашине в православном Успенском соборе по единоверческому чину. Архиепископом Тверским и Кашинским в 1905-1910 гг. был владыка Алексий (Опоцкий, †1914).
Деканонизация
Спустя 10 лет после окончательного соборного анафематствования старообрядцев («раскольников»), 12—21 февраля 1677 года, в Кашин по распоряжению Патриарха Иоакима была отправлена новая комиссия, осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось раскольниками как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 года, согласно протоколу, показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.
Малый церковный собор в Москве в 1677 году принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678—1679 годов подтвердил это решение. Было определено петь по Анне панихиды (а не служить молебны как святой), покров с мощей и иконы с её изображением доставить в Москву.
Восстановление официального почитания
Однако, несмотря на деканонизацию, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений (до 1746) и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес. В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.
В наше время Анна Кашинская почитается также в день своей кончины (2 октября ст. ст.) и в Соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.).
В 2009 году мощи святой княгини находились для поклонения в Санкт-Петербурге, в церкви Анны Кашинской подворья Введено-Оятского монастыря (самый первый русский храм, посвящённый этой святой).
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Преподобный Серафим Саровский
  • В Харьков прибыли мощи прп. Серафима Саровского и равноап. кн. Владимира
  • Юбилейный концерт хора Свято-Покровского монастыря
  • Состоялась передача частицы мощей священномученика Александра, архиепископа ...
  • В Свято-Покровский монастырь прибыли мощи святых преподобномучениц Елизавет ...




  •  
      Просмотрено: 810 раз Просмотров: 810 автор: and 7 февраля 2014 Напечатать Комментарии (0)