Истина только в христианстве Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 12 (247) декабрь 2014  
 
Откуда святые мученики черпали силу твердости и терпения? В чем заключалась причина их непреодолимого мужества в перенесении страданий? В ясном, сознательном и всецелом убеждении, что они страдают и умирают за истину, за Христа Спасителя, чтобы чрез смерть соединиться с Ним, быть с Ним по слову Его: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Эта твердая уверенность в непреложности обетования Господа, соединенная с пламенной любовью к Нему, и служила причиной непоколебимости мучеников в самых страшных мучениях.

Не фанатизм руководил страдальцев, за Христа, как думают непонимающие страданий за истинные убеждения, а ревность по вере, основанная на ясном понимании христианства, на правильном понятии значения жизни временной и вечной. Можно ли называть фанатиками тех, кто, сознавая сами истину, защищал ее против всех нападок на нее, обличал ложь своих мучителей безбоязненно, доказывал тщету идолопоклонства неотразимо? Напротив; по всей справедливости, фанатиками должно назвать язычников — гонителей и мучителей христиан, потому что упорствовали во лжи, в ложных верованиях, что делали язычники.
И в наше время многие готовы за самую ничтожную цену выдать врагам своего друга и товарища, лишь бы побольше приобрести денег: когда представляется полная возможность разубедиться в ней, тем более заставлять отвергающих ее страдать и мучиться, — не верх ли это слепого фанатизма? Чем же объяснить происхождение и проявление религиозного фанатизма? Невежеством и недостатком любви к ближним. Чем кто вернее и яснее понимает истину, тем он рассудительнее. Но истина в христианстве. Христе Спаситель — свет миру (Ин. 8:12); Он просвещает всякаго человека (Ин. 1:9), который последует за Ним (Ин. 8:12). Вне учения Христова, к которому приготовляли все ветхозаветные писания, нет чистой и святой истины религии: ибо Христос, как Бог, есть ее первоисточник (Ин. 1:17; 14;6). И кто деятельно верует во Христа, тот и уразумеет, что учение Его божественно. (Ин. 7:17). Проникнутый этим учением, человек будет убеждать других заблуждающихся словом любви, а не истязаниями и умерщвлением в случае упорства. Наоборот — односторонность убеждения, закоренелое заблуждение, нежелание всесторонне вникнуть в предлагаемое учение, истинно божественное, непременно отразится жестокостью к держащимся противных мнений, по самой узости взгляда на предмет, не озаряемый свыше светом духовным — от Бога. Христианство научает нас смотреть на всех людей как на ближних, как на братий своих по естеству, а все ложные религии ограничивают любовь только ближайшими родными или, по большей мере, единоверцами. В таких понятиях можно ли ожидать беспристрастного, истинно человеческого отношения людей, чуждых учения христианского, к подобным себе по естеству людям, но разнящимся существенно своей верою? С терновника не собирают винограда и с репейника не собирают смокв (Мф. 7:16).
Братия! Наш долг, долг всех верующих христиан не только самим быть верными до самоотвержения чадами Святой Церкви, исповедниками веры, но и вразумлять бесчинных (1 Фес. 5:14), противляющихся истине обличать и наставлять на путь правды. Исполняя этот долг, мы явим себя достойными своего имени последователями Христа Спасителя, подражателями святых исповедников и мучеников, верными слугами Царя Небесного и царя земного, споспешнйками общественного блага, с которым неразрывно соединено и наше частное благо. Аминь.

Леонтий, архиепископ
Холмско-Варшавский, 1888 год
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Вера есть путь к телесному здоровью и познанию Истины
  • ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
  • О Божественной литургии
  • Святой мученик Иустин Философ
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)




  •  
      Просмотрено: 804 раз Просмотров: 804 автор: and 5 февраля 2015 Напечатать Комментарии (0)