МАКС БОРН, немецкий физик, один из создателей квантовой механики, иностранный член-корреспондент Российской академии наук и почетный член АН СССР, труды по динамической теории кристаллической решетки, атомной физике, оптике, лауреат Нобелевской премии: «Наука предъявляет ученому много моральных и этических требований. Если ученый верит в Бога, это облегчит его проблему. Ученый должен иметь большое терпение и смирение, а эти качества может дать ему религия». *** ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ ДАРВИН, английский естествоиспытатель, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук, основатель ложной теории дарвинизма, эволюции без Бога. Хотя он нигде не доказал, что человек произошел от обезьяны, но ему это приписывают. Ничего не говорил Дарвин и о надводной эволюции. Дарвинизм уже и в теории, и на практике давно ниспровергнут учеными, особенно генетиками и палеонтологами, и возможность эволюции без Бога является научным мифом. Тем не менее, Дарвина напрасно записали в безбожники. Он говорил: «Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума — это указание на его Творца». Основанием этих вероисповедных заявлений служит то, что Чарльз Дарвин в молодости изучал три года богословие в Кембриджском университете.
(Мф 6:14–21) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Приходит строгое время поста. Две недели тому назад мы слушали Евангелие о блудном сыне. И вы помните этот миг, этот поворотный момент во всем повествовании, когда блудный сын пришел в себя, опамятовался, когда к нему вернулась мысль о его отце. Пост дается нам для того, чтобы каждый из нас внутри себя самого вошел в себя, опамятовался, проснулся и начал путь возврата. По-русски мы говорим «покаяние», греческое слово метанойя означает некую перемену ума. Мы должны в своем уме видеть себя и нашу жизнь в Истине, а не в той лжи, в которой мы ее видим. Но на языке Ветхого Завета, на древнееврейском языке, «покаяние» — это слово, означающее просто «возвращение», вот так, как блудный сын шел своим возвратным путем к своему отцу. Благоговейно вспоминая великие, трудные, часто страшные для нашего плотского воображения подвиги мужей и жен, подвизавшихся в посте, и полагая малые усилия, чтобы сделать нашу жизнь чуть-чуть более строгой, чуть-чуть потеснить плоть, чтобы осталось хоть немного места для духа, мы должны помнить, как Господь в Нагорной проповеди — в тех словах Нагорной проповеди, которые читаем мы сегодня, которые все мы только что слышали, — поясняет, чем должен быть пост христианский в отличие от подвигов утеснения своей плоти, известных и другим религиям. Эти слова следуют в тексте Евангелия от Матфея сразу же после молитвы Господней.
Накануне особого празднования для всей нашей Русской Православной Церкви — Собора мучеников и исповедников в Землях Руси в XX веке за Христа пострадавших в Боровском районе Харьковской области стартовала Всеукраинская эстафета памяти «Слава визволителям України». Это особое событие, ибо в этом 2013 году исполняется 70 лет со времени освобождения от фашистских захватчиков г. Харькова и 70‑летие начала освобождения Харьковской области. Еще в 1905 году св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивый, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Революция 1917 года, последовавшие за ней события и Великая отечественная война, как итог их — результат охлаждения веры и утраты спасительных идеалов Святой Руси, ибо по словам русского философа И. А. Ильина, «Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд» (Православный календарь 2007 г., с. 330). Понимание войны как наказание за грехи — это одна сторона дела. «Война есть вина, но она также есть искупление вины», — писал Н. А. Бердяев. Ильин И. А. в своей работе «Духовный смысл войны» писал: «и если есть в жизни людей такое духовное состояние, которое они любят больше себя, и которое стоит защищать хотя бы ценою мучений и смерти, и если этому достоянию грозит опасность от нападения насильников, то как же не отозваться доброю волею и готовностью на призыв к защите от нападения?», и движущая пружина таких войн — христианская любовь, полагающая душу свою за други своя.
И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем (Еккл. 2,17)
Нет человека, который бы в течение своей жизни не подвергся искушению повторить эти слова Соломона, сознавая в то же время, насколько они неправильны и греховны. Это есть, действительно, искушение; злой дух бросает свой адский свет на всю грязь и мерзость, встречающиеся в жизни, и при виде этого нами овладевает отвращение ко всему миру; мы невольно спрашиваем у самих себя, а стоит ли, действительно, жить, и для чего? Неужели только для того, чтобы, вращаясь в этом омуте греха и соблазна, присоединить и свой плачевный голос к всеобщему воплю страждущего человечества?
Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, Матери нашего Спасителя и всех православных христиан очень важно и в наши дни. Появляются новые религиозные учения, на подобие «Белого братства», «Богородичный центр», которые умаляют достоинство Богоматери, люди без страха присваивают себе Божественные имена, напоминая нам период Вселенских Соборов, когда было много различных учений.
Одним из таких учений было учение несториан, умалявших достоинство Пресвятыя Богородицы. Третий Вселенский Собор, который состоялся в Ефесе в 431 году против ереси Нестория, исповедал Непорочную Приснодеву — Богородицей. Литературы специальной о 44 псалме, указывающем на пророчества о Божией Матери практически нет. Все толкования на этот псалом указывают больше на Святую Церковь, которая является для всех христиан Дщерью Царя Господа (Пс. 44,10–16). Евр.3,4–6, Евр. 12,22, Ап. 21,3, Кол.1,18;24, Евр. 1,22–23 — изъяснение этих стихов Толковой Псалтыри Евфимия Зигабена. (Ефимий Зигабен. Толковая Псалтырь. Киев 1882 г.). Он пишет, что Давид называет Церковь дщерью и невестою Христовою. Однако еще святые отцы такие, как Василий Великий. Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Фессалоникийский связуют 44 псалом с Девой Марией. Широко изучая богословский материал, в связи с этой проблемой можно убедиться в том, что 44 псалом в глубинном изучении более указывает на Божию Матерь. Перед нами стоит проблема указать основательность этого решения.
24 февраля Есть больные, которые ездят лечиться на воды. Как издали начинают они помышлять о предстоящем путешествии и как заботливо подготавливают все, чтобы скоро и удобно доехать до целительных вод и сколько можно плодотворнее воспользоваться урочным временем лечения! Вот и у нас приближается свой курс спасительного врачевания душ наших — святой пост. И мы будем здесь: и купаться в слезных водах покаяния, и принимать внутрь многоцелебное врачевство — Тело и Кровь Господа нашего. Надобно готовиться к нему и нам, и притом, сколько душа выше тела, столько наша забота о сем должна быть сильнее и действеннее, чем у тех. На первый раз нет нужды многим себя обременять. Позаботимся только войти в намерения матери нашей Церкви и воспроизвести в себе указываемые ею приготовительные расположения. В пост будем трудиться над очищением своей совести и исправлением своей жизни. А как успешность сих трудов зависит от умягчения сердца сокрушением, то вот святая Церковь заранее и предрасполагает нас к сему чувству и разными способами хочет возбудить и укрепить его в нас. Ныне притчею о мытаре и фарисее она внушает нам, что самый верный путь к сокрушению есть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаянного вопля: «Боже, милостив буди мне грешному!» Смотря на фарисея — укоренного, не думайте, что дела правды, благочестия, благотворительности и строгого воздержания ничего не значат пред очами Божиими. Нет! Господь укорил фарисея не за дела, а за то, что он начал хвалиться ими, что на них одних основал всю свою надежду, забыв о грехах, от которых, конечно, не был свободен. Равно, смотря на мытаря, не подумайте, что грехи маловажны пред Богом. Нет! Господь хвалит мытаря не за то, что он грехами своими поставил себя в такое состояние, что и на небо воззреть не был достоин, а за то, что, доведши себя до сего злым произволением своим, он жалел и сокрушался о том, в одной милости Божией чая обрести себе избавление, — хвалит за этот поворот от греха к Господу, за дух смирения и болезнования сердечного, в коем взывал: «Боже, милостив буди мне грешному!» Святитель Феофан Затворник Кондак, глас 4 Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. Страницу подготовил прот. Владимир Швец
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22–40). В 40‑й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
Священномученик Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский (к 95-летию со дня блаженной кончины)
«Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие на Руси там, где оно началось...» Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.
Святой священномученик Владимир, в миру Василий Никифорович Богоявленский, родился 1 января 1848 г. в селе Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Высшее богословское образование он получил в Киевской Духовной Академии. Затем было преподавание в Тамбовской Духовной Семинарии и недолгое служение Церкви в пастырском звании; После трагической кончины супруги и единственного ребенка, усмотрев в этом Промысл Божий, он 8 февраля 1886 г. принял монашество с именем Владимира и был назначен настоятелем Троицкого монастыри в г. Козлове. В октябре того же года он был переведен на настоятельство в Антониевом монастыре (Великий Новгород), а меньше чем через два года был хиротонисан в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, где очень много с великой пользой для народа трудился в деле проповеди слова Божия.
Самым драматическим явлением в жизни Русского Отечества и его Церкви после 1917 года следует считать обрушившуюся на церковную иерархию и верующий народ волну массовых жестоких репрессий, унесших жизнь миллионов наших соотечественников. Но если посмотреть на это время взором верующего человека, мы можем констатировать духовный рассвет, необыкновенный религиозный подъем. Мы видим множество пронизанных светом Христовым иерархов, священников и мирян, сумевших устоять против беспрецедентных по жестокости, массовости и продолжительности в христианской истории гонений. Мученики и исповедники XX века как раз и напоминают нам, теплохладным людям, что есть нечто, есть Некто, ради которого можно отдать все, даже саму жизнь, и через это обрести не только самого себя, но и Царство Небесное. Но для этого надо любить Христа и Его Церковь. Легко ли это? Да — для тех, кто Его любит.
На фото: Икона «Собор мучеников и исповедников в землях Руси в ХХ веке просиявших»
2013 року християнський світ святкує 1700‑річчя Міланського едикту. В 313 році тогочасними співправителями Римської імперії, Костянтином і Ліцинієм був підписаний документ, який узаконив християнство як одну з релігій у Римській імперії. Через 67 років після підписання едикту імператор Феодосій І оголосив християнство державною релігією.
З благословення Блаженнішого Митрополита Володимира розпочинаються святкуваня, присвяченні 1700‑річчю Міланського едикту. З цієї нагоди Українська Православна Церква організовує хресний хід з частками Чесного і Животворящого Хреста Господнього та ковчегом з частками мощей святих рівноапостольних царя Костянтина та матері його цариці Олени. 13 лютого з місця, де отримав Хрещення святий рівноапостольний князь Володимир — древнього Херсонесу в Севастополі — хресний хід вирушив містами України. За півроку він відвідає 51 місто, 2 Лаври — Святогірську та Почаївську. Завершиться в Києві 3 червня, в день пам’яті святих рівноапостольних Костянтина та Олени. Окрім того, в рамках святкування цієї визначної історичної події в обласних центрах планується проведення наукових конференцій та спортивних заходів.