«Пророчество о Божией Матери, находящееся в 44 псалме» Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 2 (225) февраль 2013  
 
Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, Матери нашего Спасителя и всех православных христиан очень важно и в наши дни. Появляются новые религиозные учения, на подобие «Белого братства», «Богородичный центр», которые умаляют достоинство Богоматери, люди без страха присваивают себе Божественные имена, напоминая нам период Вселенских Соборов, когда было много различных учений.

Одним из таких учений было учение несториан, умалявших достоинство Пресвятыя Богородицы. Третий Вселенский Собор, который состоялся в Ефесе в 431 году против ереси Нестория, исповедал Непорочную Приснодеву — Богородицей. Литературы специальной о 44 псалме, указывающем на пророчества о Божией Матери практически нет. Все толкования на этот псалом указывают больше на Святую Церковь, которая является для всех христиан Дщерью Царя Господа (Пс. 44,10–16). Евр.3,4–6, Евр. 12,22, Ап. 21,3, Кол.1,18;24, Евр. 1,22–23 — изъяснение этих стихов Толковой Псалтыри Евфимия Зигабена. (Ефимий Зигабен. Толковая Псалтырь. Киев 1882 г.). Он пишет, что Давид называет Церковь дщерью и невестою Христовою. Однако еще святые отцы такие, как Василий Великий. Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Фессалоникийский связуют 44 псалом с Девой Марией.
Широко изучая богословский материал, в связи с этой проблемой можно убедиться в том, что 44 псалом в глубинном изучении более указывает на Божию Матерь. Перед нами стоит проблема указать основательность этого решения.
Весь Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. При чтении в Евангелии книги родства Иисуса Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, становится ясным путь приготовления человеческого рода к рождению на земле Сына Божия. Для этого Господь из всех народов земли избирает Себе народ Израильский, а из всех родов израилевых — род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. В этом заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением Пречистой Плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель.
Об этом очень величественно говорят парамии на Рождество Богородицы. Первая из Книги Бытия, глава 28 «… И се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней». Вторая из книги пророка Иезекииля, глава 43 и 44. «… Врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена». Третья — Притчей чтение, глава 9 «… Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Все это точно и утвердительно говорит о Богоматери.
Первое слово о Пресвятой Деве Богородице произнесено еще в Раю. Оно сказано Самим Богом в обетовании об Искупителе павших прародителей наших. Это обетование находится в словах Божиих, обращенных к змию-обольстителю: «Вражду положу между тобой и между женою, между семенем твоим и между семенем ея» (Быт. 3,15).
Святой Иоанн Дамаскин дает разбор этому Ветхозаветному стиху. «Кто же эта жена, исправляющая грех Евы, Ева говорит он, — сделалась первой преступницей, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воли Божией ввела в мир бессмертие». (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. М. 1904 г.)
Главным средоточием пророческих предвещаний будущего был Господь Иисус Христос, а Пречистая Матерь Его послужила делу спасения людей, то в Святом Писании много пророчеств и о Лице Ее, излагаемых совместно с предсказаниями о Спасителе. Самим глубоким пророчеством о данной Миссии спасения людей находится у пророка Исаии, Он говорит: «Сам Господь дает Вам знамение: «се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7,14). Кто же эта Дева? Ответ на такой вопрос в полноте Слова Библии отвечает псалом 44. С этим псалмом очень переплетается богослужебный текст на Введение во храм Пресвятыя Владычицы Богородицы. В 44 псалме Св. Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Черты, употребляемые в описании величия Царя, указывают на Царя духовного царства Господа Иисуса Христа, то под Царицей необходимо разуметь Небесную Царицу и Владычицу нашу — Деву Богородицу «Предста Царица одиную Тебе, в ризах позлащенных одеянна, преиспещренна. Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего. Вся слава Дщери Царевы внутрь рясны златыми, одеянна и преиспещренна. Приведутся Царю девы в след Ея, искрения Ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пс. 44, 10–16).
Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество о Богоматери: «Двери Небесныя, примите Деву, во Святая Святых, нескверную же Бога Вседержителя» (Стихира на стиховне малой вечерни праздника Введения во храм». «Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа твоего в храм…» (стихира на Господи воззвах на малой вечерни праздника Введения во храм).
Вся служба на Введение подтверждают каждое слово 44 псалма.
Кроме этого многие святые отцы подтверждают это значение псалма о Божией Матери. Афанасий Великий слова: «Слыши Дщи», относит к Богородице. Он говорит близко к этим словам: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою. Ибо назвав Бога-Слова — Христом, Давид тотчас показал человеческое Его рождение от Девы. Гавриил, как чуждый Ей по рождению, называет Ее только Благодатною, а Давид, поскольку Она происходила от сего семени возглашает к Ней — Дщерь». (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтырь. Киев 1882 г.).
Земная жизнь Богоматери, как только начало нашего спасения, с рождества Ее от святых и праведных Иоакима и Анны, кончая Успением — непрерывная цепь Божественных Откровений, постепенное раскрытие тайны любви Божией к миру и человеку и Божественного смотрения о созданной Им и отпавшего от Него через грехопадение человека.
Святой Ефрем Сирин в Похвальной Песни Божией Матери говорит: «Много имен у Марии, и для меня вожделенно — приветствовать Ее силы именами. Она — храм, в котором обитал крепкий Царь-царей. Не таким исходит Он из Нея, каким вошел, потому что исходит, облекшись плотию. (Творение пр. Ефрема Сирина. 1901 г).
Материал подготовил прот. Владимир Швец
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила
  • Двунадесятый праздник Успение Пресвятой Богородицы




  •  
      Просмотрено: 1379 раз Просмотров: 1379 автор: and 25 апреля 2013 Напечатать Комментарии (0)