Дмитрий Бортнянский (26.10.1751—10.10.1825) (К 190-летию со времени кончины) Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 2 (237) февраль 2014  
 
Дмитрий Бортнянский (26.10.1751—10.10.1825) (К 190-летию со времени кончины)В следующем году музыкальная общественность отметит 190 лет со дня кончины талантливого композитора Дмитрия Бортнянского.

Интересной и сложной оказалась судьба его творческого наследия. Музыка Бортнянского никогда не была в полном забвении, но отношение к ней неоднократно менялось. Признание и слава сопутствовали композитору на протяжении всего жизненного пути. Своей музыкой Бортнянский проникал во все сферы общественной жизни. Его разнообразные жанровые произведения с наслаждением слушали в церквях и театрах, при дворе и в бедной хате.
Его же духовной музыке достаточно было прозвучать всего один раз во время придворной службы, и она сразу же подхватывалась всеми прихожанами. К концу XIX века музыка Бортнянского исчезла из домашнего обихода, но продолжала звучать в церкви.
С 40–50 гг. XX века опять возрастает интерес к творчеству Бортнянского. Теперь его музыка звучит живо и полнокровно, как искусство очень нужное, отвечающее сегодняшним музыкальным и духовным интересам.
Бортнянский прожил большую, яркую и деятельную жизнь. Все, что к настоящему времени известно о жизни Бортнянского, это лишь канва его большой и насыщенной биографии (т. к. с течением времени затерялось множество фактов его жизни и творчества). Дошедшие до нас сведения о жизни Бортнянского довольно скудны. Дата рождения — 26 октября 1751 г. Место рождения — г. Глухов, в то время столица Украины. Самое примечательное городское учреждение — Певческая школа, основанная в 1738 г., с целью подготовки певчих для Санкт-Петербурга. В 6 лет маленького Дмитрия отдали в эту школу. Проучившись в школе чуть больше года, он попал в число десяти лучших учеников‑певчих и был отправлен в Санкт-Петербург. Регентом придворного хора был в то время Марко Полторацкий и певчие с Украины пользовались определенным расположением двора. Один эпизод из детства Бортнянского приводится в биографическом очерке Д. Долгова: «Прекрасная наружность и врожденное дарование малютки обратили на него внимание императрицы Елизаветы Петровны, доходившее до материнской заботливости. Государыня после концерта нередко сама завязывала ему горло своим шейным платком. В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение маленький Бортнянский, утомленный продолжительным церковным богослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это и по окончании службы, приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель. Бортнянский проснулся и не верил глазам своим. Считая пробуждение продолжением сна, он долго не мог прийти в себя, и своим детским страхом и смущением заставил смеяться свою милостивую покровительницу. Среди певчих Придворной капеллы Бортнянский ярко выделялся своей одаренностью и получил определенное музыкально-теоретическое образование. В 1768 г. он был послан в Италию для продолжения и завершения композиторского образования.
Подробности о жизни Бортнянского в Италии практически неизвестны, но именно там появились его первые композиторские сочинения: вокально-инструментальные и хоровые произведения.
В 1779 г. Бортнянский возвращается в Россию и поступает на должность капельмейстера Придворного певческого хора. Наступил новый этап в его творчестве — самый плодотворный. В 80–90 гг. он написал большую часть своих хоровых произведений. Д. Бортнянскнй — автор нескольких десятков четырехголосных и восьмиголосных концертов, многочисленных хвалебных песен, двухорных причастных стихов, ирмосов, а также отдельных песнопений службы.
Главный секрет обаяния хоровой музыки Бортнянского в его простоте и сердечности. Количество написанного им, и обаяние стилевой индивидуальности произведений создали эпоху и школу.  Д. Бортнянский стал основателем хорового концерта, объединив лучшие европейские традиции с интонациями украинского и российского фольклора. На хоровом стиле Бортнянского были воспитаны С. Дегтярев и А. Ведель.
Одухотворенное звучание его произведений в наши дни, прославляющие Творца, свидетельствуют о праве музыки Бортнянского на бессмертие.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Хор Свято-Покровского монастыря г. Харькова победил в VI Международном конк ...
  • III Харьковский православный хоровой фестиваль «Різдвяночки»
  • «И покуда у нас так пред Богом поют, на Руси ничего не случится»
  • Благотворительный концерт в куряжской исправительной колонии
  • Святитель Григорий Богослов, как христианский поэт




  •  
      Просмотрено: 834 раз Просмотров: 834 автор: and 6 апреля 2014 Напечатать Комментарии (0)