|
Сила смирения
Подсолнечник, или солнечник (илиотропион), есть цветок, неразлучно обращающийся к солнцу утром, в полдень и вечером не только в светлые дни, но и в мрачные. Природе этого цвета подражать должна воля человеческая, обращаясь к Богу и Его божественной воле ежечасно не только в светлые дни своей жизни, но и в мрачные, тяжелые для жизни дни. Святость всего жизни человеческой, по изречению некоторого мудрого богослова, составляет совершенствование всей жизни христианской и собрание в лице христианина всех по возможности добродетелей, отражающихся как бы в некотором центре, в сообразовании нашей воли с Божественной волей. Что угодно Богу, то пусть будет и тебе, о человек-христианин, угодно; чего не хочет Бог, не желай того и ты. Поступая по Его святым заповедям, при всяком недоумении (остановись в своем деле и внимательно рассмотри его) говори мысленно перед Богом: так, Господи, Ты повелеваешь это — я немедленно исполню. Когда Богом запрещается что-либо, говори: так, Господи, охотно оставляю это, не сделаю Тебе неугодного. В этом добровольном повиновении нашем воле Божьей выражается совершенство нашего смирения пред Богом, которому обязаны мы достойно и праведно во всем повиноваться — по словам пророка: «Не Богу ли повиноваться будет душа моя?» Да, Ему она покорна, Он покой душе моей, от Него спасение мое! Богу, как Создателю, все (кроме человека) покорно, все работает Ему, но от человека, удостоенного разума, желает Бог добровольного повиновения.
Святитель Иоанн (Максимович)
В чем совершенство христианства
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви. В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Понеже сотвористе… единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему. Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу. Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении. Аще кто речет, — говорит святой Иоанн Богослов, — яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего (1 Ин. 4:20–21). Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым Духом: Мы вемы, — говорит опять Богослов, — яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата пребывает в смерти (1 Ин. 3:14). Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии. Преуспеяние в любви к Богу — безконечно, потому что любовь есть безконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О страсти учить других
Подобно иудейским книжникам и фарисеям, любившим чтобы их называли: учителю, учителю (Мф. 23:7), все лжеучители одержимы страстью учить. Но вы, братия, сами хорошо знаете, что прежде, чем учить других, нужно много учиться самому; что если кто-нибудь желает научиться чему-нибудь или научить своих детей, ищет, прежде всего, соответствующего учителя. В деле же усвоения истин христианского вероучения и нравоучения одни самовольно берут на себя звание учителей, будучи сами неискусны в вере (см. 2 Тим. 3:9), а другие, избегая законных учителей, слушают учителей самозванных... Только званные Богом учители верно приводят к Богу, только те законные учители, «которые право учат, и руководят...» Этим-то учителям и повинуйтесь, их-то и слушайте. А разных проходимцев, — лжеучителей, лжепророков, — должно остерегаться: подлинно — это волки хищные (Мф. 7:15) — от них зла и вреда для православных очень много.
|
|