Подсолнечник, или солнечник (илиотропион), есть цветок, неразлучно обращающийся к солнцу утром, в полдень и вечером не только в светлые дни, но и в мрачные. Природе этого цвета подражать должна воля человеческая, обращаясь к Богу и Его божественной воле ежечасно не только в светлые дни своей жизни, но и в мрачные, тяжелые для жизни дни. Святость всего жизни человеческой, по изречению некоторого мудрого богослова, составляет совершенствование всей жизни христианской и собрание в лице христианина всех по возможности добродетелей, отражающихся как бы в некотором центре, в сообразовании нашей воли с Божественной волей. Что угодно Богу, то пусть будет и тебе, о человек-христианин, угодно; чего не хочет Бог, не желай того и ты. Поступая по Его святым заповедям, при всяком недоумении (остановись в своем деле и внимательно рассмотри его) говори мысленно перед Богом: так, Господи, Ты повелеваешь это — я немедленно исполню. Когда Богом запрещается что-либо, говори: так, Господи, охотно оставляю это, не сделаю Тебе неугодного.
В апреле 2014 года исполняется 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плою любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)
Единение верующих
(В день памяти апостолов Петра и Павла)
«Вы уже на чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес 2:19-20)
Приветствую вас, возлюбленные, с великим праздником в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Всехвальные Апостолы, несомненно, радуются ныне, видя, что в таком большом количестве собрались вы в святой храм Божий прославить их подвиги и труды. Они веселятся духовно и торжествуют о том, что мы остались верными Святой православной Церкви, несмотря на тяжкие смутные церковные дни. Подумайте, возлюбленные: мы принадлежим к той же Церкви, что и святые великие Апостолы Петр и Павел.
В следующем году музыкальная общественность отметит 190 лет со дня кончины талантливого композитора Дмитрия Бортнянского.
Интересной и сложной оказалась судьба его творческого наследия. Музыка Бортнянского никогда не была в полном забвении, но отношение к ней неоднократно менялось. Признание и слава сопутствовали композитору на протяжении всего жизненного пути. Своей музыкой Бортнянский проникал во все сферы общественной жизни. Его разнообразные жанровые произведения с наслаждением слушали в церквях и театрах, при дворе и в бедной хате. Его же духовной музыке достаточно было прозвучать всего один раз во время придворной службы, и она сразу же подхватывалась всеми прихожанами. К концу XIX века музыка Бортнянского исчезла из домашнего обихода, но продолжала звучать в церкви. С 40–50 гг. XX века опять возрастает интерес к творчеству Бортнянского. Теперь его музыка звучит живо и полнокровно, как искусство очень нужное, отвечающее сегодняшним музыкальным и духовным интересам.
Когда-то Иван Шмелев в речи на чествовании И. Бунина произнес замечательные слова: «Россия не только была... она есть нетленная, живая — в «письменах» все тленно, но «Слову жизнь дана». Слово звучит, живет, животворит... оно сильнее смерти: оно творит и воскрешает».
Именно таким, живым и нетленным было слово И. Ильина. И именно поэтому, когда мы читаем творения философа, то нам кажется, что они написаны в наше время и для нас. Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1882 года, в дворянской семье, в Москве, получил блестящее классическое образование — сначала в Московской гимназии, а затем окончил юридический и историко-филологический факультеты Московского Университета. Знал несколько языков — французский, немецкий, латинский, церковно-славянский. В студенческие годы у него сформировался интерес к вопросам философии, и он писал кандидатское сочинение о философских истинах Платона, Канта. Оставлен был в Университете для подготовки к профессорскому званию, работал во многих библиотеках мира (Италии, Франции Германии).
Память 11 сентября, в Соборе всех святых на Горе Афонской просиявших, в Соборах Воронежских, Липецких и Тамбовских святых.
В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, — стало быть, у него нужда есть». Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них?
Самое главное — семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого — это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам». Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая/12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия».
Первый из священномучеников в Русской Церкви в архиерейском сане. Духовный писатель и проповедник. Его проповеди и беседы, продуманные и прочувственные горячо верующей и любящей душой, переданные в живой, одушевленной речи образным, картинным языком, невольно подчиняли слушателей их обстоятельной силе и настроению проповедника. Память 25 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, святых Киевских, Московских, Санкт-Петербургских и Самарских.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную семинарию. 31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года — настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.
Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:9–14). Притча эта, указывает изначальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу? Фарисеи были самыми ревностными исполнителями Закона, церковных правил и обрядов. Их считали образцом набожности и нравственной чистоты. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. «Боже! — стал молиться фарисей. — Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Этот человек был уверен, что, выполнив все предписания, он достиг совершенства. Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на «прочих людей». Иначе молился мытарь. Он понимал свое недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз, и повторяя: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»
19 февраля, на территории средней школы №30 имени Героя Советского Союза Борзенко С.А. состоялось торжественное мероприятие по случаю 96-й годовщины Дня защитника Отечества.
Данное мероприятие посвященное дню памяти героев Великой Отечественной войны организовано Харьковским областным Комитетом Международного Украинского Союза участников войны. В нем участвовали Председатель Харьковского областного Комитета Международного Украинского Союза участников войны Петр Конюшенко, представитель Консульства Российской Федерации, Председатель Харьковской областной организации ветеранов-подводников имени Героя Советского Союза Фисановича И.И. Филинюк Николай, ветераны войны, участники боевых действий, преподавательский состав и учащиеся школы №30. На фасаде школы, у мемориальной доски, носящей имя Героя Советского Союза Борзенко С.А., состоялось возложение цветов. Также курсантами Университета Воздушных Сил было проведено отдание воинской чести защитникам Отечества. По благословению Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского, инспектор воскресных школ Харьковской епархии, клирик Свято-Петро-Павловского храма протоиерей Дмитрий Гужва совершил заупокойную литию. В своем слове отец Дмитрий передал поздравление от Правящего архипастыря – Высокопреосвященнейшего митрополита Онуфрия, а также выразил слова благодарности ветеранам и участникам Великой Отечественной войны за их подвиг, мужество и любовь к Родине.
15 февраля, по благословению Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского, в Свято-Успенском соборе города Харькова состоялся благотворительный хоровой концерт, посвященный Международному дню онкобольного ребенка.
На концерте присутствовал настоятель Свято-Успенского собора протоиерей Валерий Рудась. Открывал концерт настоятель храма в честь мученика Гавриила Белостокского при Харьковском доме ребенка № 1, клирик Свято-Благовещенского кафедрального собора протоиерей Федор Воскобойников. В своем приветственном слове отец Федор поздравил всех присутствующих со светлым и радостным праздником Сретения Господня и подчеркнул, что в этот день мы особо обращаем внимание на проблемы онкобольных детей. Тяжелую болезнь, как и всякий телесный и духовный недуг нельзя преодолеть поодиночке. И поэтому необходимо собираться вместе, чтобы помочь нуждающимся как материально, так и духовно, в единстве Православной Христовой Церкви. Также отец Федор поблагодарил всех слушателей и жертвователей за поддержку.