DataLife Engine > № 2 (237) февраль 2014 > К 80-летию со времени кончины религиозного философа Ивана Александровича Ильина
К 80-летию со времени кончины религиозного философа Ивана Александровича Ильина6 апреля 2014. Разместил: and |
![]() Именно таким, живым и нетленным было слово И. Ильина. И именно поэтому, когда мы читаем творения философа, то нам кажется, что они написаны в наше время и для нас. Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1882 года, в дворянской семье, в Москве, получил блестящее классическое образование — сначала в Московской гимназии, а затем окончил юридический и историко-филологический факультеты Московского Университета. Знал несколько языков — французский, немецкий, латинский, церковно-славянский. В студенческие годы у него сформировался интерес к вопросам философии, и он писал кандидатское сочинение о философских истинах Платона, Канта. Оставлен был в Университете для подготовки к профессорскому званию, работал во многих библиотеках мира (Италии, Франции Германии). После Октябрьской революции 1917 года 6 раз подвергался аресту, а в 1922 году был выслан из России. Из Петрограда отплыл в Германию, где проживал до 1938 года. Ключевой темой его многочисленных статей в Германии стал анализ духовной сущности революционной смуты, вопрос духовного возрождения поруганной России. В переписке с Иваном Шмелевым Ильин однажды писал: «Знаете ли Вы следующее стихотворение графа A.A. Голенищева-Кутузова: Бывают времена, когда десница Бога, Как будто отстранясь, От мира и от людей, Дает победу злу — И в мраке смутных дней Царят вражда и ложь, Насилье и тревога; Когда завет веков минувших позабыт, А смысл грядущего Еще покрыт туманом, Когда глас истины в бессилии молчит Пред торжествующим обманом... Спустя 5 лет, в 1943 году И. Ильин уехал в Швейцарию, где и остался до конца своей жизни. Он скончался от болезни 21 декабря 1954 года. Иван Александрович Ильин написал немало: «Религиозный смысл философии» (1914-1923), «Философия Гегеля» (1918), «О сопротивлении злу силой» (1925), «О России» (1926-1933), «Художник и художество» (1932-1934), «Путь духовного углубления» (1935, «О совершенном искусстве» (1937), «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (1938), «Наши задачи» (1948-1954), «Аксиомы религиозного опыта» (1953) и еще очень много работ о культуре. Смысл философии состоит, по Ильину, в познании Бога и божественной основы мира, а именно в изучении истины, добра и красоты, как исходящих от Бога. Ильин объясняет упадок современного искусства недостаточным распространением в настоящее время религии среди народа, высказывая надежду, что опять наступит период религиозного возрождения, когда снова расцветет искусство. Ценной работой Ильина является его исследование «О сопротивлении злу силой», в ней он резко критикует учение Толстого о непротивлении. Ильин говорит, что Толстой называет всякое обращение к силе в борьбе со злом «насилием» и рассматривает его как попытку «кощунственно» узурпировать Божью волю путем вмешательства во внутреннюю жизнь другого лица, которая находится в руках Бога. Ильин полагает, что учение Толстого содержит следующую нелепость «когда какой-нибудь негодяй наносит оскорбление честному человеку — это, очевидно, совершается по Божьей воле; но когда честный человек пытается помешать негодяю — это происходит не по воле Бога». С публикацией своих книг Иван Ильин не спешил, долго размышляя над ними. Это зрелые работы, и у нас они еще в полной мере не освоены и неосмысленны. Труды Ивана Александровича Ильина ждут своих исследователей, не поверхностных, а со знанием духовно-религиозного и философского опыта. Архимандрит Владимир (Швец) |