ВЕСТИ ВОЙНУ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 2 (249) февраль 2015  
 

altОткроем Новый Завет.

«Был ли Спаситель за войну или против неё?».

Этот вопрос подобен другому: «Что, мать — за или против розог для своего ребенка?»

Ни одна разумная мать не бу­дет прибегать без крайней нужды к наказанию розгами. Но когда ею исчерпаны все вразумляющие средства, тогда для исправления ребёнка прибегает она к помощи розог. Не из злобы, а из встрево­женной материнской любви, что­бы не пропало её дитя; чтобы, на­конец, другие дети не пошли по неверному пути. Вы не наблю­дали, как после такого наказа­ния ребёнок и мать плачут вме­сте? Мать плачет из сострадания, желая своими слезами утешить ребёнка. Быть может, вам случа­лось наблюдать и другую, ещё бо­лее трогательную картину, когда после розог, дитя уже смеётся, а мать плачет? О, святая мате­ринская любовь! Кто из нас, бу­дучи уже в зрелом возрасте, не благословляет свою мать за то, что наказывала его в детстве? И кто не видит в материнском на­казании ещё большее доказа­тельство её заботливой любви? И война есть не что иное, как роз­ги, которыми Бог хочет спасти де­тей Своих от окончательной гибе­ли. Божия любовь несравненно больше материнской любви и, ко­нечно, Господь допускает наказа­ние только из заботливой любви к человеку. Господь Иисус Христос открыл людям цель их земной жизни и ясно указал путь к дости­жению этой цели. До Него люди не знали ни цели своей жизни, ни пути, ведущего к ней. Много было на земле великих мудре­цов, имевших более или менее ясное предчувствие цели и пути человека и указывавших на них людям. Но они не могли доказать своих слов, не могли открыть лю­дям и показать им царство духов­ной действительности. А Христос открыл нам, что цель жизни есть сама жизнь, т.е., что безсмертная жизнь есть цель этой полужизни.

Царство Небесное есть сия­ющий град, к которому мы спе­шим, проходя через наш мир, через этот лес из символов и сиг­налов, которые указывают на сия­ющий град. По словам апостола: «Ибо не имеем здесь постоян­ного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Жизнь в вечной жиз­ни, в сияющем ангельском граде, в Царстве Небесном — вот цель. А путь к этой цели — Сам Господь, Его пример, все Его заповеди. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33) — вот основное, главное и единствен­ное разумное стремление чело­века. И это всё. Остальное — вто­ростепенное, т.е. пища и одежда, здоровье, жилище, мир и без­ опасность, знание, и умение, и всё, нужное нам в данный момент нашего существования на зем­ле, — «это все приложится нам» (Мф. 6:33).

Главное будет дано нам, а всё второстепенное — приложит­ся или будет додано. Для богача, подарившего бедняку гору золо­та, было второстепенным и пу­стячным делом подвезти его до горы и дать ему пищу, одежду и слуг. А для Бога, Богатейшего из всех богатых, дающего людям безсмертную и вечно обновляю­щуюся жизнь вблизи Него, — пу­стяк и второстепенное дело дать всё то, что им нужно на их зем­ном пути. Воистину Господь даёт всё нужное нам, если очи наши обращены к Нему, как очи ра­быни на госпожу. «Душа больше пищи» (Лк. 12:23) — сказал Спа­ситель, и далее: «какая поль­за человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повре­дит?» (Мф. 16:26).

В связи с войной можно было бы так сказать: какая польза чело­веку или народу, если он покорит весь мир, а душу свою запятна­ет грехом и потеряет? Каким бы ни было земное царство — сего­дня оно существует, а завтра его нет; Царство же Царя Небесно­го непреходяще. До Христа были люди, замечавшие, что цель че­ловеческой жизни не находится на земле, что её нельзя найти ни на земле, ни в земле, т.е. в смерти. Они на опыте знали, что не было живой души, которая бы, считая какой-нибудь земной предмет целью своей жизни, не охладела бы и не разочаровалась, достиг­нув его. Теперь же для всякого ис­тинного христианина ясно, что че­ловек не может найти конечную цель своей жизни ни на земле, ни где-либо ещё в нашей матери­альной вселенной. Цель наша вне всего материального мира; она в царстве духовной сущности и действительности, в Царстве Бо­жьем, а не в этом мире симво­лов и сигналов из того Царства. Господь нам это не только сказал, но и явил. Он явил нам это всем Существом Своим, страданиями Креста Своего до и после смер­ти и через всю историю Церкви Своей. И в наши дни Он являет это посвящённым? Если же хри­стианский народ, т.е. народ, кото­рому открыта цель человеческой жизни, своими же грехами засло­няет её от своего разума и зрения, тогда он слепнет и им овладева­ет безумие. Слепой и безумный, ищет он конечную цель на зем­ле, поклоняется идолам вместо Бога, домогается царства зем­ного, издевается над Христом. В таком состоянии Христос ему ка­жется «явлением» неестествен­ным, ибо в глазах такого народа только он «естествен». Христос для него нереален, а он реален! Такой народ воюет против исти­ны, против Бога и, конечно, воюет со своими соседями.

Отречься от Христа — значит отречься от цели жизни. Имено­ваться же христианином, т.е. са­мым высоким именем в мире, означает не только знание цели жизни, но и радостное хожде­ние путём, ведущим к ней. Прав­да, «узок путь, ведущий в жизнь» (Мф. 7:14) вечную, но проложен ясно и достаточно протоптан Бо­жьими святителями и правед­никами, так что уже нет надоб­ности сворачивать ни вправо, ни влево. Кротость, смирение, ми­лость, любовь, надежда, вера, ти­хий нрав, воздержание, благость, пост, молитва, прощение, алка- ние и жажда Божьей правды, тер­пение и все остальные доброде­тели, украшавшие Христа, и все заповеди Его — всё это означает путь, ведущий к высшей цели. Вот каков этот путь: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12:26) — сказал Путеводитель и, обо­дряя, продолжал: «Кто последу­ет за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Видя, что Его апосто­лам трудно было понять этот путь, Он сказал им, и нам тоже: «Я есмь Путь» (Ин. 14:6). Чтобы человек мог идти угодным Господу путём, он должен вести единственную угодную Богу войну: войну про­тив самого себя. Этой войной че­ловек освобождается от той тины греха, которая ему затемняет ви­дение цели и пути. Этой добро­вольной войной он освобождает себя от бремени телесных, зем­ных страстей; бремени, под тя­жестью которого он спотыкает­ся и падает, то влево, то вправо от пути. Тот, кто воюет сам с собой, может неуклонно идти правиль­ным путём к истинной цели. Если же человек не воюет против себя, то он воюет против Бога и людей. Как видите, в пути и цели, каки­ми их нам открыл и явил Господь, ничего нет о войне человека про­тив человека или народа против народа. Отчего же тогда бывает война среди христиан? Оттого, что война гнездится в самих хри­стианах; а гнездится она в них по­тому, что они стали сомневаться в цели или пренебрегли путём. Же­лая избежать войны, нельзя отде­лить цель от пути. Знать истинную цель, а идти, пятясь, как рак, про­тивоположным путём, значит из­деваться над Богом, поклоняться идолам и отрицать Христа. Сред­невековая Европа даёт нам ясный пример того, как могут христи­анские народы, зная цель жизни, идти ложными путями, отводящи­ми от цели. Поэтому и приходило наказание в виде междоусобных войн среди христианских наро­дов или войн с неверующими.

Никто, кроме Византии, не усваивал так точно и безогово­рочно цели человеческой жизни, открытой Господом. Всё же Ви­зантия погибла; погибла она отто­го, что исповедовавшие Бога ви­зантийцы оскорбляли Его своим нечестием и попирали Божий за­кон, знанием которого они похва­лялись. Они признавали цель — Христа, а шли путями греха. Их постигло то, о чем сказано в Еван­гелии: «Раб же тот, который знал волю Господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48). Эти­ми словами объясняется горь­кое наказание святой Византии, так как она хорошо знала волю Господина, и менее тяжкое нака­зание языческих народов, плохо знающих волю Господина своего. Этими же словами объясняется и то, почему среди христиан вой­ны бывают чаще, чем среди не­христианских народов. Христиа­не являются слугами, знающими волю Господина своего, и быва­ют часто и горько наказаны; а не­христиане, не знающие ни цели, ни пути, не знают и воли своего Господина, за что и бывают мень­ше наказаны. Лишь этими сло­вами Христа и можно объяснить, почему Европа вела больше войн, чем весь остальной мир. Господь Иисус Христос Своим Евангели­ем научил людей, как надо вести войну против самих себя — что­бы укротить себя, усовершен­ствоваться, смирить, облагоро­дить и даже уподобить Ему. Для этой войны и только для неё Хри­стос означил точную «стратегию и тактику». Он чудесно показал людям, какими они должны быть, чтобы не дошло до войны между ними или до нападения на них.

Христос не утверждал, что не будет войны; Он лишь учил, что надо делать, чтобы не допустить её. Духом Своим он предвидел, что не все люди захотят послу­шать Его и что вследствие это­го будет много войн. «Услыши­те о войнах и о военных слухах... ибо восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24:6­7). Согрешившие будут наказаны войной не сразу, но после долго­го, очень долгого терпения Божи­его и прощения. Когда Господь исчерпает все другие вразум­ляющие средства, тогда толь­ко прибегнет Его Святая Любовь к последнему средству — нака­занию Своих детей бичом войны. Предсказывая войны, Христос заплакал (Лк. 19:41).

Некоторые злобные люди с мстительной радостью предска­зывают войну. Так делает злая ма­чеха, радующаяся наказанию па­сынка. Мать же плачет, думая о наказании своего, хотя бы и дур­ного, ребёнка. Так и Христос, ис­полненный безграничной любви к людям, детям Своим, заплакал, предвидя будущие войны.

Предсказав войны — вплоть до последних времён, — Христос упомянул также о причине их: «Ибо восстанут лжехристы и лжепроро­ки» и «по причине умножения без­закония, во многих охладеет лю­бовь» (Мф. 24:12, 24). Лжехристы будут указывать людям ложные цели жизни; лжепророки будут ложно предсказывать события; беззакония и охладевшая любовь поведут людей ложными путя­ми. Одни не будут знать ни цели, ни пути жизни. Другие, зная цель жизни, по слабости характера пой­дут по ложному пути. Третьи будут знать и цель, и путь жизни, но со­знательно и злобно отбросят и то и другое, как некогда сознательно и злобно отбросили их еврейские старейшины, распяв Христа. Всё это побуждает Святую Любовь, плача, допустить наказание Своих детей бичом войны. Из всего ска­занного ясно, что:

<!--[if !supportLists]-->1)  <!--[endif]-->Господь Иисус Христос открыл цель жизни и путь к этой цели;

<!--[if !supportLists]-->2)   <!--[endif]-->Христос в Своём Еванге­лии указал человеку на необходи­мость вести войну против самого себя, в целях отстранения других войн;

<!--[if !supportLists]-->3)   <!--[endif]-->тот, кто не ведёт войну про­тив самого себя, против своих страстей, пороков и грехов, тот неминуемо ведёт войну против Бога и своих ближних;

<!--[if !supportLists]-->4)   <!--[endif]-->война должна постичь хри­стиан, попирающих закон Хри­ста, хотя бы они и не желали её, подобно тому, как наказывается провинившееся дитя.
 

Святитель Николай Серб­ский (Велимирович) Из книги «Война и Библия»


 
 
 
Другие новости по теме:

  • Святейший Патриарх Кирилл. Поприще Великого Поста
  • Обращение митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия в связи с после ...
  • СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ «НАСЛЕДНИКИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО»
  • «Вкушать смирение…»
  • Молитва Господня (Сам знай и другого поучай)




  •  
      Просмотрено: 612 раз Просмотров: 612 автор: vasil 10 марта 2015 Напечатать Комментарии (0)