|
СРЕДСТВО ПРОТИВ ГОРДОСТИ
«Послушайте наставления и будьте мудры...» (Притч. 8,33)
Некоторый подвижник, заботившийся о снискании смиренномудрия, был отвлекаем духом злобы, дьяволом, который похвалами старался возбудить в нем гордые помыслы. Подвижник, чтобы разрушить коварство дьявола, придумал средство самое благочестивое и надежное: он на стене своей кельи написал имена главнейших и важнейших добродетелей, как то: любви, смирения, целомудрия и др. С этого времени, как только им начинал овладевать дух гордости и самомнения, он всегда говорил ему: «Пойдем на суд». Затем подходил к стене и, читая названия написанных добродетелей, говорил сам себе: «Доколе ты не приобретешь сих добродетелей, дотоле далек еще будешь от Бога». (Лествица Духовная, степ. 25)
ГРЕХИ СТРАШНЕЕ СМЕРТИ
Почему мы боимся смерти? Потому, что не живем благочестиво и не имеем чистой совести. Не то бы было, если бы мы внимательнее следили за своей жизнью, за своими делами, за состоянием своей совести: нас не устрашили бы тогда ни смерть, ни голод, ни лишения сокровищ, ни другие несчастья. Живущему добродетельно никакое несчастье повредить не может, никакое горе не лишит его внутреннего мира и спокойствия. Похитят ли у него сокровища, когда его сокровище на небесах? Изгонят ли его из отечества, когда его отечество также на Небесах? Кто в состоянии заключить его в узы, когда совесть его свободна от уз греховных; наружных же она не чувствует? Убьет ли кто тело его, но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью никого поразить не может, так и сражающийся с праведником сражается лишь с тенью и только силы свои истязает, праведнику же не делает никакого вреда. А потому никто из вас, братия, не должен бояться смерти и печалиться о потере житейских благ, но должен печалиться о грехах своих, которые препятствуют нам приобрести душевное спокойствие, свойственное праведнику. Смущение духа для той цели учреждено Провидением, чтобы мы сокрушались не о потере сокровищ, не о смерти, но чтобы сокрушением очищали наши преступления. Печаль же о лишениях сама по себе не имеет никакого значения; ведь никто печалью не может возвратить потерянного сокровища, ведь слезами никто не воскресит умершего. Наказан ли кто ударами, биен ли кто по лицу, обруган — печалится о сем, но ведь этой печалью ничего он сделать не успеет и обиды не смоет? Впал в болезнь — печалится о сем, опять печалью не уменьшит болезни, а скорее еще увеличит. Во всех этих случаях печаль безполезна, но иное дело, когда печалью нашей будет сокрушение о грехах. Эта печаль действительно очищает грехи и исправляет человека. Наставление святителя Иоанна Златоуста
|
|