К 195-летию со дня рождения архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарева)
Высокопреосвященнейший Владыка Амвросий (в миру — Ключарев Алексей Иосифович) родился 17 марта 1820 г. в семье протоиерея Иосифа Петровича Ключарева — настоятеля Преображенской церкви г. Александрова Владимирской губернии, где священнический род Ключаревых был широко известен около двух веков. Начатки образования получил дома, под руководством родителей; в десятилетнем возрасте Алеша был определен в Переяславское духовное училище по окончании которого, в 1834 г. поступает в Вифанскую духовную семинарию, и в числе лучших пяти ее выпускников направляется для продолжения учебы в Московскую духовную академию, где в то время ректором был известный ученый догматист, богослов и церковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) (1835-1841 гг.), инспектором, а позже и ректором, при котором Ключарев окончил академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский) — видный богослов и проповедник.
Самое благотворное влияние на молодого студента оказали преподаватели: профессор философии, протоиерей Феодор Голубинский, выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. В 1844 г. будущий архиепископ оканчивает Московскую духовную академию со степенью магистра. Его диссертация «Преосвященный Тихон 1-й, епископ Воронежский и Елецкий» была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет академии. На протяжении 1844-1848 гг. Алексей Ключарев преподает логику, латинский язык, психологию и патристику. Воспитанникам Вифанской семинарии А. И. Ключарев запомнился как «отличный преподаватель своих предметов и талантливый проповедник». Звание профессора философии ему было присвоено в 1845 г. В том же году он женится на дочери московского протоиерея Сергия Алексеевича Владимирского.
17 ноября 1848 г. профессор Вифанской семинарии, диакон Алексей Ключарев был рукоположен митрополитом Филаретом (Дроздовым) во священника, и направлен в Московский Рождественский девичий монастырь. В марте следующего года переведен на место своего тестя, где прослужил почти тридцать лет (1849-1876 гг.). Здесь, в церкви Казанской иконы Божией Матери, о. Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей, что было обычным явлением в Синодальную эпоху. Благодаря своему всестороннему образованию молодой священник сразу занял выдающееся положение среди московского духовенства. В праздничные и воскресные дни неустанно совершал Божественную Литургию, сопровождая каждую проповедью, слушать которые собиралось большое количество прихожан. Тайна огромного влияния устного «живого слова» на слушателей заключается в духовном общении в эти минуты пастыря и пасомых. В лучших дворянских домах Москвы — Долгоруковых, Самариных, Аксаковых, Бутурлиных, Шереметьевых — он пользовался уважением, как церковный проповедник, духовник и наставник. По отзывам современников, он стяжал себе имя «Замоскворецкого Златоуста».
В 1860 году о. Алексий вместе со священниками В. П. Нечаевым и В И. Лебедевым основал журнал «Душеполезное чтение» и шесть лет был его издателем и редактором. Всплеск общественной активности в канун, и особенно после реформы 1861 г., совпал с учреждением множества новых печатных органов. Читатель, оглушенный несущимися со всех сторон кличами о всевозможных «свободах», на страницах «Душеполезных чтений» мог найти пристанище и островок надежды, и в нем почерпнуть трезвое, согласное с совестью верующего мнение по любым вопросам, в т.ч. и политическим.
В одной из своих проповедей, посвященной вопросам свободы слова и печати, о. Алексий выражает свою позицию так: «По свидетельству опыта, мы говорим много лишнего и всегда склонны сказать по своей испорченности больше пустого, чем дельного, больше худого, чем хорошего. Извержению зла из наших душ также надобно полагать пределы, как и всякому своеволию вообще».
В 1877 г., после смерти жены, и по настойчивому увещеванию митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), протоиерей Алексий в возрасте 57 лет принял монашество с наречением в честь преп. Амвросия (Оптинского). 15 января 1878 года состоялась его хиротония во епископа Можайского, второго викария Московского; 6 апреля того же года переведен епископом Дмитровским, первым викарием Московским.
22 сентября 1882 года преосвященный Амвросий был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. Прибыв в наш город, он, со свойственной ему энергией и «ревностию по Бозе», преобразовал «Харьковкие Епархиальные Ведомости», имевшие в то время почти один канцелярский характер, в живое и интересное издание — богословского-философский журнал «Вера и разум» с «Листком для Харьковской епархии». На страницах журнала владыка лично поместил множество поучений, а также теоретико-гомилетическое сочинение «Живое слово» — оригинальное исследование, соединившее в себе теорию, практику и психологию проповеднического искусства. Профессор МДА А. И. Введенский писал в «Московских ведомостях» о журнале «Вера и разум», что это «компендиум христианской философии, который должен служить неистощимым источником философского знания для каждого ума, проникнутого жаждой христианской философии».
Ради поднятия в народе религиозного духа архиепископ Амвросий требовал от духовенства частого совершения богослужений и усиления проповедничества. Им были открыты Казанский Высочинский мужской монастырь и Свято-Троицкий Богодуховский женский монастырь. По церковным праздникам совершались крестные ходы с чудотворными иконами: из села Бобрика — в Ряснинский монастырь, из Высочинского монастыря — в город Змиев и из кафедрального Успенского Собора — в Алексеевскую часовню на Сергиевской (ныне Пролетарская) площади. Также им были открыты и благоустроены 62 прихода в епархии, благоукрашен Успенский кафедральный собор, построены величественные храмы: Николаевский (в центральной части города, разрушен в 1930 году), Благовещенский (с 1946 года — собор). 21 ноября 1896 года владыкой Амвросием была освящена новая двенадцатиглавая церковь, выстроенная во дворе Покровского монастыря исключительно на пожертвования верующих, при этом более половины собранных средств поступило от епархиального ведомства. Главный Престол трехнефной базилики, выполненной архитектором В. X. Немкиным, назван в честь Озерянской чудотворной иконы Божией Матери, боковые пределы — в честь Иоанна Богослова и Димитрия Солунского. Под новой церковью также была устроена усыпальница, в которую были перенесены Трехсвятительский Престол и рака Святителя Мелетия.
Благодаря неустанным заботам архипастыря на месте крушения царского поезда около станции Борки 17 октября 1888 года был открыт Спасов скит.
14 октября 1890 года на колокольню Успенского Собора — торжественно поднят серебряный «Царский» колокол весом 18 пудов. При архиепископе Амвросии было построено новое здание Харьковской духовной консистории, значительно благоустроен весь квартал между улицами Университетской и Клочковской; образован комитет для сбора пожертвований на открытие приписных церквей.
Неустанно заботился владыка и об обновлении старых и устройстве новых учебных заведений, особенно церковно-приходских школ, число которых во время пребывания его на Харьковской кафедре выросло с 148-ми в 1890 году (в которых училось 6914 учеников) до 735-ти — в 1897 году (число учащихся 18111). Некоторые из школ, например, при ХДС и епархиальном училище, считались образцовыми.
По благословению преосвященного Амвросия была открыта школа пения, в которой бесплатно изучали церковное пение все желающие получить место псаломщика. Нужно заметить, что ранее в приходских церквях «пели громко, как бы стараясь перекричать певец певца, один клирос — другой», и ревностные заботы правящего архиерея принесли свои плоды: в 1892 году почти везде в храмах был введен единообразный церковный напев.
В большой просветительской деятельности владыки Амвросия следует отметить его активное участие в организации библиотек при церковно-приходских школах, для чего в епархии были устроены специальные книжные склады. В православных библиотеках, возникших задолго до появления светских, закладывались основы библиотечной деятельности, благодаря им сохранился определенный пласт исторических документных источников, относящихся к духовному наследию нации. По случаю открытия 26 сентября 1886 года Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко (до 1917 года — Харьковская публичная библиотека) преосвященный Амвросий подарил двухгодичный комплект журнала «Вера и разум», который и в дальнейшем поступал в фонд библиотеки, а его четырехтомное «Полное собрание сочинений» пополнило раздел «Теология. Богослужение. Религия». Первый напечатанный систематический каталог, изданный в 1887 году, свидетельствует о том, что за первый год со дня открытия Харьковской публичной библиотеки заботами владыки Амвросия была собрана большая коллекция богослужебных книг. Известный ученый академик Д. И. Багалей (который, будучи председателем правления Харьковской публичной библиотеки, трудился в этой должности бесплатно 12 лет) писал о владыке Амвросии: «.. .это был не просто авторитет, а архиерей воинствующий, — архиерей, являющийся усердным поборником тех политических течений, какие возобладали в высших сферах с начала 80-х годов».
Интересно впечатление, записанное в дневник Великим князем Константином Константиновичем Романовым (К. Р.): «12 марта 1891 года. Сейчас вышел от меня Преосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Я не ждал встретить в престарелом монахе столь образованного человека. В нем незаметно ничего семинарского. Он говорит о высоких ученых вопросах, как человек сведущий. Был он у меня, желая передать свой взгляд на необходимость преобразования наших университетов. По его мнению, в них обучение обременяется множеством подробностей и не дает конечных познаний о высших и главных понятиях: о Боге, о природе и о человеке. Он дал мне свою брошюру «О причинах отчуждения нашего образованного общества от Церкви». Прав он или нет, не знаю, но его беседа запала мне в ум и душу».
В 1892 году, после перенесенной болезни, у владыки Амвросия заметно ослабел голос. С этого времени он практически не произносил проповеди.
Тем не менее, по поводу особо значимых торжеств, он поручал написанные им проповеди прочитывать с амвона протоиерею Тимофею (Буткевичу).
Архиепископ Амвросий был награжден орденом Св. Анны 1-й степени, орденом Св. равн. князя Владимира 2-й степени, алмазным крестом на клобуке. За вклад и развитие богословской литературы был избран почетным членом духовных семинарий в России.
Незадолго до кончины владыка Амвросий говорил своему другу, протоиерею Тимофею (Буткевичу): «Я не хотел бы, чтобы при моем погребении были произносимы речи и похвалы: хвалить меня не за что, и при погребении моего тленного тела — даже и не пристойно — нужно только благодарить одного Бога; ибо если мне и удалось сделать в жизни что-либо доброе, то оно было от Бога, а не от меня. Поэтому и я прошу вас, как просил меня Митрополит Иннокентий, мой величайший благодетель, — дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было, а скажите простое слово на текст: «От Господа стопы человеку исправляются».
Смерть застала великого подвижника благочестия 3 сентября 1901 года с пером в руках, за написанием работы «О гордости вообще и современной в особенности». Был погребен в построенной им Озерянской церкви Покровского архиерейского дома. Жизнь святителя Амвросия стала подтверждением слов Спасителя: «...ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лк. 21, 15).
История Харьковской епархии неотделима от жизни и духовного подвига архиепископа Амвросия (Ключарева) — неустанного труженика, мудрого проповедника, стойкого в вере и бескорыстного в личной жизни — достойного образца для подражания. Отдадим же должное его светлой памяти!
Наталия Глущенко