Протоиерей Тимофей Буткевич Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 3 (250) март 2015  
 

alt(к 160-летию со времени рождения и 90-летию со времени кончины)
Развитие образования на Слобожанщине в дореволюционный период тесно связано с Церковью. С момен­та создания Харьковского Университе­та значительное место в учебном деле было отведено богословию. С 1869 г. была утверждена на историко-филоло­гическом факультете кафедра церков­ной истории, на которую в 1894 г. был назначен протоиерей, доктор богосло­вия Тимофей Иоаннович Буткевич.

Родился он в 1854 г. в семье священ­нослужителя. Коренной слобожанин, известный богослов, экзегет, церков­но-общественный деятель, окончил Московскую духовную академию, ак­тивный сотрудник журнала «Вера и Ра­зум». Он был одним из лучших знато­ков сектантства в дореволюционный период. Большинство его трудов по­священо истории и философии рели­гии. Само литературное наследие Т. Буткевича очень велико. Из работ Бо- родовича и Холонского, которые отме­чают работоспособность и трудолю­бие Т Буткевича, видно, что он всецело отдал себя науке. Его труды отличают­ся тщательным исследованием пер­воисточников изучаемых предметов, они строго логически обоснованы по содержанию, и показывают его обшир­ные богословские, философские и ис­торические знания.

Так, например, в «Историческом очерке развития апологетического или основного богословия», автор дает нам возможность проследить в хро­нологическом порядке развитие апо­логетического течения в богословской литературе, начиная с первых веков христианства и заканчивая концом XIX века. Он пишет, что в наилучшей поста­новке науки, ее объеме и изложении, весьма важный аспект имеет история самой науки. Именно история указы­вает нам данные, на основании кото­рых мы можем представить, чем долж­на быть христианская апологетика, как наука, каковы ее цели, задачи, и каки­ми средствами она может располагать для решения этих задач.

 

В работе «Религия, ее сущность и происхождение», автор делает обзор философских гипотез о сущности, а также происхождении религии, начи­ная с античного времени, до совре­менности. За этот большой труд он был удостоен степени доктора богословия.

В работе «Спиритизм» Т. Буткевич рассматривает сначала историческое его развитие, а затем религиозно-фи­лософское направление. Стремясь соединить теологический и научный подходы к изучению истории рели­гии, автор делает вывод, что быть по­средником между двумя направлени­ями очень тяжело, необходимы жертвы и уступки. Поэтому он сознательно вы­бирает философско-теологическое направление и подтверждает правоту своих высказываний цитатами из Свя­щенного Писания и работ отцов Право­славной Церкви.

 

Как считает Т. Буткевич, главной со­ставляющей каждой религии являет­ся живая вера в бытие личного Бога, от Которого человек может получать откровение, научения и сверхъесте­ственную помощь, а также заповеди, руководящие его нравственной дея­тельностью и поведением. Религия не ограничивается одной способностью души человеческой, а охватывает все ее силы: разум, волю и чувства. Ав­тор говорит, что даже между эстетиче­скими и религиозными чувствами су­ществует тесная связь. Все душевные силы человека действуют в полной свя­зи между собой и связь эта так тесна, что они дополняют друг друга. Он го­ворит, что точное знание вероучения не делает человека религиозным, а, прежде всего, необходимо понимание религиозных истин. Религия существу­ет в человеческом роде лишь потому, что стремление к Богу присуще чело­веческому сознанию от природы, хотя и омрачено грехопадением. Представ­ление о Боге создает сам человек. Т. Буткевич пишет: «Представления о ве­щах не только различны у разных лю­дей, но часто мы сами должны изме­нять свои представления о предмете».

Своими трудами и пастырской де­ятельностью профессор Т. И. Буткевич внес значительный вклад в разви­тие апологетики, как науки, а также в развитие отечественной богословской науки в целом. Он также принимал уча­стие в общественной жизни Харькова и заслужил, чтобы память о нем не кану­ла в Лету.

 

В современной литературе, жизнь и научная деятельность Тимофея Иоан­новича, описана в кратких, но содер­жательных статьях Г. Д. Панкова, ар­химандрита Владимира (Швеца), А. В. Парфеновой.

 
 
 
Другие новости по теме:

  • На Успенском Соборе в г. Харькове установлен крест.
  • Оратория "Страсти по Матфею"
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
  • Воспитанники ХДС приняли участие в международной научной конференции «Краев ...
  • К 80-летию со времени кончины религиозного философа Ивана Александровича И ...




  •  
      Просмотрено: 509 раз Просмотров: 509 автор: vasil 22 марта 2015 Напечатать Комментарии (0)