К 210-летию со дня рождения Алексея Степановича Хомякова Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 4 (239) апрель 2014  
 
К 210-летию со дня рождения Алексея Степановича ХомяковаПодвиг есть и в сражении,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг — в терпении,
Любви и мольбе
(А.С. Хомяков)

Сегодня каждый из нас хотел бы строить свою жизнь по Божиим заповедям, да годы богоборчества сделали свое дело: человек во всем сомневается, но русская душа не может без Бога.
Жизнь и творчество Алексея Степановича Хомякова — яркий пример пути православного христианина!
В истории русской культуры XIX века богослов, философ и поэт Хомяков занимает особое место, как человек, последовательно отразивший в своем творчестве веру в Бога.
Хомяков А.С. родился 18 апреля /1 мая 1804 года в православной семье. Мать воспитала его в строгой преданности основам православной церкви и национальным началам жизни.
С детства он впитал в себя веру православную, никогда не сомневался в догмах христианства, постился, молился, посещал храм. Его личная жизнь христианина помогла ему понять душу русского человека и отразить ее особенности в богословских, философских и поэтических трудах.
Учился в Петербурге, затем в Москве. В 1836 году женился на Е.М. Языковой. Их брак был очень счастливым.
23 сентября / 6 октября 1860 года Алексей Степанович умер от холеры в с. Терновском Казанской губернии.
Николай Бердяев оценивал творчество А.С. Хомякова и его соратников-славянофилов, замечая, что они впервые осмыслили русское национальное самосознание, как религиозное по преимуществу.
Впервые природу и истоки русского духа они увидели в Православии. В программной статье «О старом и новом» А.С. Хомяков и определил будущий облик России как нравственный и христианский.
В теоретических и публицистических статьях А.С. Хомяков не мог полностью себя выразить. Чувства, эмоции, житейский и  религиозный опыт требовал поэтического выражения. Стихи он писал всю жизнь.
Хомяков — поэт очень тонкий. Он не учит, не назидает, всуе не использует библейские сюжеты. Он религиозен по духу, по настроению, по глубине проникновения в предмет изображения. По описанию современников, А. С. Хомякова отличала цельность натуры, последовательность в поступках и суждениях. Требовательность в исполнении христианского долга. Терпение и молитва были для него внутренним стержнем жизни, осмысленным напряжением воли. Он излучал уверенность и твердость.
Глубокое смирение было основой его духовной жизни. Но в смирении философ и поэт Хомяков видел не только подчинение обстоятельствам, но и способ преодоления житейских невзгод. Поэтические строчки Хомякова: «сильна молящихся рука...» можно считать программными.
По мысли Хомякова, полнота индивидуального бытия совершается только в храме. В своем творчестве он раскрыл особый тип русского человека, который остается загадкой для многих и по сей день.
Он сумел отразить вечные истины, понятные русской душе. И сегодня томимый «духовной жаждою» русский человек может заново обрести в поэзии Хомякова непреходящие ценности.
Материал подготовил архимандрит
Владимир (Швец)
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Святитель Григорий Богослов, как христианский поэт
  • 28 ноября — память святых мучеников Гурия, Самона и Авива
  • К 20-летию празднования Собора новомучеников
  • Ученые, писатели, ФИЛОСОФЫ о Боге
  • К 10-летию выпуска книги М. Дунаева1 «Православие и русская литература». 20 ...




  •  
      Просмотрено: 997 раз Просмотров: 997 автор: and 26 мая 2014 Напечатать Комментарии (0)