СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК) Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 4 (239) апрель 2014  
 

alt

Память — 19 мая / 1 июня


В апреле 2014 года исполнилось 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)

Верующий разум и разумная вера

«Верою разумеваем» (Евр. 11,3)

Архиепископ Феодор (Поздевский) в бытность свою ректором Московской духовной академии в одной из своих речей указывал два принципа богословствования: «верующий разум» и «разумная вера». Первый принцип Владыка считает православным: он возможен только в Церкви в союзе с ее верой, предполагает и выражает этот союз и не выводит человека из Церкви. Второй принцип «разумная вера» по словам святителя неизбежно ведет из Церкви, ведет к разрыву с ее верой и сознанием, ибо самую веру свою и церковную… думает обосновать на началах своего разума. Нельзя не согласиться с правильностью суждений ученого епископа…
Что такое верующий разум? — Его можно определить как способность восприятия и постижения истины христианской силами разума, при помощи веры. Так же можно квалифицировать и разумную веру. Разница в том, что первый основное, руководящее значение придает вере, а вторая — разуму. С первого взгляда нельзя сказать что-либо против разумности веры. Разве вера наша должна быть неразумной? Не говорит ли Апостол: «Братия! Не будьте дети умом… А по уму будьте совершеннолетние» (1 Коринф. 14:20)…
Но если присмотреться к их устремлениям и истокам, то разница между двумя признаками выяснится очень резко и роковым образом.
Возьмем какой-нибудь христианский догмат, например, Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа. Как подходят к этой истине первый и второй принципы? — Я воспринимаю ее верующим разумом. Это значит, что мой разум старается усвоить истину, не полагаясь на свои лишь собственные силы, а просить помощи веры христианской. Каким образом в Иисусе Христе соединяется Божеское, т.е. неограниченное, с человеческим, т.е. ограниченным? Для нашего человеческого разума это непонятно. Но моя христианская вера зовет меня к признанию этой истины, а не отвержению ее, т.к. Богочеловечеству Иисуса Христа учит Слово Божие, которое я принимаю «не как слово человеческое, но как Слово Божие, каково оно есть по истине» (1 Фесс. 2:13) и разъясняет сознание Церкви Христовой, которую я приемлю верою как Божественный Институт (Мф. 16:18), как Тело Христово, где Сам Христос Богочеловек есть глава (Ефес. 1:22-23), как Церковь Христову, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). И каков же результат этого моего послушания веры? Помогает ли мне вера в усвоении этого догмата? — Да, она раздвигает горизонты моего разума до тех пределов, до каких он может вместить в земных условиях, а в жизни будущей открывает необъятные возможности для постижения христианских истин. Вот приведенный догмат Богочеловечества Иисуса Христа для моего разума — странен. А приступая к святому причащению Христовых Таин, как верующий христианин и член Церкви Православной, в которой только и есть таинство евхаристии, я вкушаю истинного Тела и истинной Крови Богочеловека. И я уже опытно знаю, что бесконечное может соединиться с конечным. Догмат Богочеловечества Иисуса Христа для моего религиозного сознания становится теперь не только вероятным, но восходит в степень фактического события хотя глубины его не могут быть постигнуты мною… И всякую христианскую истину мой верующий разум приемлет без критики, как данную от Бога. Но на этом не останавливается, а приемлемый общецерковным сознанием, углубляется в христианские истины и, действительно, обогащается познанием в меру способности человеческого постижения… Верующий разум — это принцип познания (Св. Ириней Лионский): я свободно подчиняюсь голосу Христовой Церкви, верю в ее непогрешимость, чистоту и святость, свое личное понимание корректирую и расширяю общецерковным сознанием.  Отрыв от Церкви здесь невозможен; принцип «верующий разум» по своему существу церковный, православный.
А что значит принять принцип разумной веры? — В данном случае я все обосновываю на своем разуме, он у меня — отправная точка. Я все измеряю своим разумом: что мне понятно, то я и принимаю, что непонятно — отвергаю. И в области познания христианских истин я согласен принять только то, что согласно с категориями моего разума. Вот, например, я вполне приемлю истину бытия Божия, потому что все кругом ясно говорит, что есть Бог: природа, жизнь наша и весь смысл бытия… А как догмат христианский, нами приводимый, о том, что Иисус Христос есть Бог и человек? Этот догмат для моего разума непонятен, странен… Приверженцы этого принципа не договаривают,  но концом их суждений должно быть отвержение богочеловечества Иисуса Христа, ибо хотя вера к этому призывает, но разум не приемлет сего, потому что никак не укладывается в его сознании. Вот почему видим немало протестантских ученых, руководствующихся в богословии принципами разумной веры, таких, кто блестяще доказывая и увлекая к признанию бытия Божия, не хотят признать Иисуса Христа Богом, а через то перестают быть и христианами… Если считать богослову своим принципом разумную веру (т.е. в вере я приемлю лишь то, что ясно для моего разума), то можно в таком случае допустить некоторые христианские догматы: бытие Божие, бессмертие души, будущую жизнь, т.е. ясные для разума. Но догматы Церкви: богочеловечества, искупления, троичности здесь отрицаются по своему существу принципа, не желающего никакого послушания вере. Результат ясен — узость и ошибочность познаний христианских истин и в конечном итоге — отход от Церкви и Христа Бога… В самых глубоких сердечных истоках своих путь верующего разума есть путь радостного, доверчивого следования за Христом Богом, смиренное преклонение человека пред Богом, восприятие христианских истин всем существо, без всякого лукавства, как дети приемлют Царство Божие (Мф. 18:1-4). А путь разумной веры в смысле подчинения веры разуму человеческому есть, в сущности, гордое самоутверждение, обособление, соблазн словами древнего змия: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5), тайное богоборчество…
с. Сургут, 1929 г.

Смысл внешних бедствий

В жизни не только отдельного человека но и целях народов почти непрерывной цепью идут тяжкие потрясения: болезни, землетрясения голод войны и другие внешне бедствия.
Кто виновник их? Неверующие люди со злорадством говорят в таких случаях: где ваш Бог? Почему он допускает эти страшные бедствия? Он или не может их предвидеть, или Он их посылает на бедных людей… Иные верующие смущаются этим. Все эти бедствия совершаются не по воле Милосердного Бога ибо Господь не есть виновник зла: это все Господь попускает для нашего душевного спасения. Как не велики все бедствия, но они служат нам на пользу.
Что представляет из себя жизнь большинства людей в состоянии покоя? люди тогда привязываются всем сердцем к земным наслаждениям стремятся к комфорту роскоши мечтают устроить землю — земным раем. С точки зрения высшей — эта жизнь есть духовное прозябание греховный сон. В этом ли цель человеческой жизни?
Нет, но в жизни Богоподобной: в отрешении ко всему прекрасному истому святому истинному, высшим олицетворением чего является Бог. И внешними страшными потрясениями мы именно освобождаемся от греховной спячки. Во время этих бедствий, например землетрясения, какими жалкими кажутся все речи о комфорте, уюте, земном счастье? Люди видят тогда свое бессилие и начинают сознавать, что единственно сильным, абсолютно устойчивым началом является Господь.
И мы ближе тогда подходим к Богу, тянемся к Нему за помощью, как дети бегут к матери при опасности. А Милосердный Господь простирает к нам Свои объятия и дает помощь, покров и защиту.
Говоря о смысле всех внешних бедствий, приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский замечает: «Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спячки. Будит его Бог войнами, мировыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными землетрясениями, наводнениями. Все в жизни нашей Премудрый Господь направляет к тому, чтобы мы не погубили души своей в этой жизни, не заснули вечным сном неверия и ожесточения, но чтобы со светлым лицом встретили Небесного Жениха, когда Он позовет нас от этой земли к вечной жизни…
Итак не ищите, что вам есть и что вам пить и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего, ваш же Отец, Бог наш знает, что вы имеете нужду в этом. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам...
 
 
 
Другие новости по теме:

  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
  • Вера есть путь к телесному здоровью и познанию Истины
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
  • Несостоятельность атеизма
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС




  •  
      Просмотрено: 1642 раз Просмотров: 1642 автор: and 27 мая 2014 Напечатать Комментарии (0)