Ведущий рубрики протоиерей Николай ТЕРНОВЕЦКИЙ, настоятель Свято-Пантелеимоновского храма г. Харькова
Мысли о спасении
Для слов мира сего в храме нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух.
Кто во время земной жизни будет, по возможности, часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворный Храм, которого зиждитель Бог.
В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.
Старайтесь не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы и отходить домой, получив какое-либо врачевство против своих страстей.
Церковь есть как красильная; если вы всегда отходите, не получив никакой краски (не приняв добрых намерений), то какая польза от того, что вы часто здесь бываете?
Не потерпим помыслов, умаляющих грехи наши и успокаивающих нас отпущением грехов.
Доколе ум наш возмущается от греха, дотоле не можем надеяться на прощение, ибо еще не сотворили плодов, достойных покаяния. Плод покаяния есть безстрастие души, безстрастие же — очищение грехов.
Желание служить и благоугождать Богу должно быть коренным и главным желанием человека, началом и концом всех его желаний.
Бога мы должны прославлять словами и делами, не удерживаясь от сего ни ложным стыдом, ни насмешками или угрозами, ни страданиями, ни самою смертью.
Всякое внешнее богопочтение может иметь свою цену тогда только, когда оно есть выражение внутреннего.
Мы должны прославлять Бога и внешне, восхваляя Его устами в молитвах и песнопениях, в беседах, возвещая другим о делах Божиих и располагая их к прославлению Бога, усердно исполняя заповеди Его и сохраняя себя от всякого греха и от всех пороков.
Мы должны всегда и во всем показывать себя истинными и правоверными христианами, хотя бы довелось за это переносить презрение и порицание, хотя бы даже надлежало претерпеть мучение и смерть. Таково должно быть от нас почтение Богу.
Должно не иметь суетной дружбы ни с кем из людей.
Причащение Святых Тайн
Готовиться к приобщению Святых Тайн должно, и кто бы ни был служащий, совершитель Христовых Тайн есть Сам Христос, а иначе думая, смертно согрешит человек.
Преподобный Антоний.
В таинстве покаяния, или что то же, исповеди, разрываются векселя, т. е. уничтожается рукописание наших согрешений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно.
Преподобный Варсонофий.
При сознании своего недостоинства и покаянии в грехах Бог прощает грехи наши, и таинства бывают нам в очищение грехов, но кто же будет столько безумен, что сочтет себя достойным Таинства причащения? Когда и святые, Великий Василий и Иоанн Златоуст, считали себя недостойными, то мы посмеем ли считать себя когда достойными? А это сеть вражия, хотящая тебя смущать. Тогда недостоинство осуждает нас, когда мы, валяясь в тине грехов и в злобе, и тако дерзаем, но с покаянием и смирением приступая, получаем прощение.
Преподобный Макарий.
Как оградить себя от влияния дурных примеров?
Во-первых, устранением себя от случаев, при которых можем видеть или слышать дурное. Дабы худые примеры не воздействовали на нас душевредно, нам должно удаляться от всех тех мест и жилищ, в которых всего более подаются худые примеры. При сем весьма полезно привести себе на память мудрое правило св. Иоанна Лесвичника: «Чего глаза не видели, того и гортань, по одному слуху, не сильно желает вкушать; так и чистые телом получают от своего неведения большое облегчение в духовной брани» (Лествица, 631).
Во-вторых, мы можем сохранить себя от вредного действия худых примеров, снабжая себя хорошими правилами жизни и воспоминанием о примерах истинной добродетели святых.
Величайший пример святости и всех христианских добродетелей мы должны видеть в Иисусе Христе и за Его учением должны укрываться от всех соблазнов мира сего. Затем будем следовать примеру безчисленного множества людей, сделавшихся святыми чрез подражание жизни Господа. Будем чаще смотреть на эти, некогда более или менее подобно нам грешные, а во Христе сделавшиеся совершенно чистыми и святыми души.
Вот еще одно мудрое правило относительно того, как ослаблять воздействие дурных и соблазнительных примеров на нашу душу.
Если нас соблазняет поведение других, смотри на свою душу и разбирай грехи свои, и если восчувствешь при этом свою великую греховность, то раз навсегда потеряешь всякую охоту и желание разбирать поступки твоего ближнего, который, может быть, в десять раз чище и благороднее тебя.
Будем же, братия, всемерно охранять себя от вредного влияния на нас худых примеров и непрестанно усиливать в себе внимательность к нашим мыслям, желаниям и делам, чтобы они не подали худого примера другим. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 5:23).
Григорий, архиепископ Казанский и Свияжский
Без мира и любви к ближнему никакое благочестие, никакие подвиги не помогут. Все это прелесть и ничтожество перед Богом.
О молитве «Господи, помилуй!»
Хочешь узнать об употреблении и о силе этой молитвы? Произноси ее о себе и о других. Вопи, как слепой Вартимей: «Господи, помилуй мя!» (см. Мк. 10:47); вопи с десятью прокаженными: «Господи, помилуй нас!» (см. Лк. 17:13). Молись о себе, молись обо всех.
Молюсь Тебе, Господи, о себе, в немощах рожденном: Господи, помилуй мя! И обо всех, в немощах рожденных: Господи, помилуй нас!
Пленился я миром и нарушил закон Твой животворящий: Господи, помилуй мя! И молюсь обо всех, закон Твой нарушивших: Господи, помилуй нас!
Еще сегодня-завтра я гость Твой в этом мире и скоро прейду, как тень, и примкну к ушедшим: Господи, помилуй мя! И обо всех, в вере умерших, молюсь Тебе: Господи, помилуй нас!
Господи, помилуй власть имеющих, трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности превратиться в насильников.
Господи, помилуй богатых; трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности превратиться в развратников.
Господи, помилуй бедных и сирот; трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности впасть в отчаяние.
Господи, помилуй богатых светским знанием; трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности обожествить себя и о Тебе забыть.
О ком бы ты ни вспомнил, стоя на молитве, — о мертвых или о живых, воздохни: «Господи, помилуй!».
Если о враге вспомнишь, скажи: «Господи, помилуй!».
А какова сила этих слов, скажет тебе слепой Вартимей: «Слеп был, и прозрел!».
Скажет тебе прокаженный: «В проказе был, и очистился!».
Скажет тебе одержимый: «Безумен был, и вразумился!».
Скажет тебе расслабленный: «Болен был, и исцелился!».
Скажет тебе умерший: «Мертв был, и ожил!».
Скажут тебе апостолы: «Буря была, и прошла!»
Скажет тебе грешница: «Грешила и прощена!»
Скажет тебе разбойник на кресте: «Беззакония творил, и первым в раю обрелся!»
Из писем святителя Николая Сербского