Решение вопроса в начале 90-х годов о канонизации Слобожанских святых Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 5 (228) май 2013  
 
Доклад архимандрита Владимира (Швеца) к 20‑ти-летию прославления Слобожанских святых на пленарном заседании конференции 

Анализируя прошедшие 20 лет после прославления Слобожанских святых, приходят на память события, в которых я принимал участие.
После приезда митрополита Никодима из Львова в Харьков он пригласил меня, тогда еще самоуверенного и молодого человека, к себе на беседу  сказал: «У нас с тобой будет очень и очень много работы — это сбор материалов по канонизации святителя Мелетия, это открытие духовного училища, это сбор материалов для канонизации Слобожанских святых. А самое главное — это сделать все, чтобы имя владыки Онуфрия (Гагалюка) прославилось в веках.
Помолчав некоторое время, я осмелился спросить митрополита Никодима: «Владыка, сможем ли мы все это осуществить?». Последовал­ ответ митрополита: «Такова воля Божия…» — и рассказал о том, что он не хотел ехать на свое архипастырское служение в Харьков, но в тонком сне услышал глас ангела: «Такова воля Божия». Никакие возражения не имели бы смысла не ехать в г. Харьков.
Я попытался возразить, что  практически не было материала на который можно было бы опереться в таком серьезном деле, как канонизация владыки Онуфрия, но Владыка Никодим ск­­­­­азал: «Такова воля Божия..»
И через несколько дней меня пригласили на подворье, находившееся по адресу: г. Харьков, пер. Столярный, 11 к матушке Херувиме. С нею меня в свое время познакомил Криворученко Николай Степанович, который в далекие времена был знаком с архиепископом Онуфрием Гагалюком и, естественно, с монахиней Херувимой, которая ухаживала длительное время за владыкой Онуфрием. Увидев меня, она сказала: «Знаете, что у нас здесь есть машинописный текст работ владыки Онуфрия, я хочу это отдать Вам. Когда я об этом сказал митрополиту Никодиму, он заплакал. Так началась наша работа по тем проблемам, о которых я упопомянул раньше.
Прошло некоторое время и митрополит Никодим решил создать комиссию по работе с документами о священно­служителях и мирянах, пострадавших во времена гонений.
Необходимо усвоить, что «Летопись» репрессий против духовенства и мирян за время советской власти можно поделить на несколько периодов.
Первый период припадает на 1919–1923 года, когда жертвами стали в основном те священнослужители, которые выступали против политики новой власти.
С конца 1927 года началась новая полоса репрессий, касающихся духовенства и верующих.
Логика, что проявилась из сталинской мысли, о том, что классовая борьба в стране в годы коллективизации требовала протеста колхозников не в методах проведения борьбы, а в утверждении сил «контрреволюции», которыми якобы были священнослужители. Этот период репрессий против священнослужителей и верующих проявился с небывалым энтузиазмом, ибо устраивалась охота на священников, особенно сельских, которая практически никогда не прекращалась. Со временем тактика решения вопроса о социалистической перестройке села изменилась после письма Сталина от 5 февраля 1930 года, где появились новые коррективы в отношении государства к церкви.
Затем, начиная с 1933 года, религиозные организации были объявлены «агентами фашизма», что дало повод к массовому закрытию церквей.
На протяжении 1937–1938 годов увеличивался Мартиролог мучеников за веру Христову, а особенно показала себя «хрущевская лояльность» в религиозной жизни, которая была очень сурова, однако не лучшими были двадцать лет брежневского застоя 1964–1983 годы.
Переломным моментом в государственно-церковных отношениях было празднование 1000‑летия Крещения Руси.
Пройдя все процессы взаимоотношения государства и Церкви, можно убедиться, что церковь прошла тернистым и кровавым путем время репрессий, огненных лет Великой Отечественной войны, хрущевских и брежневских терзаний, периодом перестройки, верой и правдой служит народу в деле спасения человека.
Все это происходившее митрополит Никодим понимал и просил Бога помочь ему сделать все, чтобы исполнить волю Божию.
Все началось с того, чтобы собрать все материалы об архипастырях, пастырях, мирянах, владыке Никодиму пришлось искать возможность обратиться в особый отдел службы безопасности. И такой случай Владыке представился с тем, что к юбилею 1000‑летия Крещения Руси вышла книга: «Канонизация святых», Троице-Сергиева Лавра 1988 год, где на станице 24–25 излагался перечень святых, канонизированных в период после Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов.
И тогда владыка Никодим решил обратиться в особый отдел Службы безопасности по Харьковской области для разрешения познакомиться с делами архипастырей, пастырей, мирян, пострадавших за веру Христову во время репрессий в советский период.
Митрополиту Никодиму такая возможность была предоставлена и более того, сотрудники службы безопасности обращались к своим коллегам других областей для подтверждения данных о той или иной личности пострадавшей за веру Христову.
Когда стал вопрос о сборе материалов по канонизации архиепископа Александра (Петровского), то я владыке сказал, что знаю, где его могила, ибо я часто туда ходил с Николаем Криворученко, который вывез владыку Александра из Харьковской тюрьмы под другим именем, а на Залютинском кладбище в отведенном месте для захоронения священнослужителей подготовили могилу для погребенияАрхиепископа Александра.
Самое удивительное то, что Митрополит Никодим собрал комиссию по эксгумации останков Архиепископа Александра возле могилы на которую я указал, предложил мне вести раскопки по извлечению останков священномученика, пока по особому осмотру и благословению митрополита Никодима, комиссия стала извлекать все останки для описания и подтверждения захоронения в этой могиле тела Архиепископа Александра (Петровского).
Для меня это было неповторимое событие, которое вызвало град слез, а при воспоминании об этом содрогается все тело.
Так со временем до середины 1993 года все материалы о тех, кто пострадал за Христа были изучены и обработаны, и заседание Епархиальной комиссии от 3 мая 1993 года по вопросу канонизации Слобожанских святых постановило все документы передать на рассмотрение Синода Украинской Православной Церкви дальнейшего прославления тех, кто пострадал за веру Христову.
Итак Богу содействующу свершилось особое благоволение — канонизация Слобожанских святых, исполнение воли Божией, которую митрополит Никодим получил от Бога! 
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Год 1993 Прославление новомучеников Слободского края
  • Заседание комиссии по канонизации святых
  • К 20-летию прославления новомучеников земли Слободской
  • ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА)
  • «Я готов жизнь отдать за Церковь Христову...»




  •  
      Просмотрено: 913 раз Просмотров: 913 автор: and 25 августа 2013 Напечатать Комментарии (0)