DataLife Engine > № 5 (228) май 2013 > К 20-летию прославления новомучеников земли Слободской
К 20-летию прославления новомучеников земли Слободской25 августа 2013. Разместил: and |
![]() Заслуги Высокопреосвященнейшего владыки в вопросе канонизации страстотерпцев земли Слободской трудно переоценить. В марте прошлого года на международной научной конференции в Киеве я услышал слова проректора КДА по научно-богословской работе Владимира Викторовича Буреги: «В 2012 году исполняется двадцатая годовщина Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, а также двадцатилетие канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и иже с ним убиенных, великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это было одно из первых прославлений новомучеников Русской Православной Церкви в лике святых. Показательно, что в 1993 году в Харьковской епархии произошло прославление собора новомучеников. В начале девяностых годов это деяние стало одним из первых шагов не только в реабилитации, но и канонизации одновременно нескольких служителей Православной Церкви, ставших жертвами антицерковных репрессий».
![]() Прославление пострадавших во время гонений на веру Христову стало для многих людей началом возвращения к истории Церкви, которую насильно пытались отторгнуть или противопоставить истории нашего Отечества. Церковь, как хранительница Божественного учения, «столп и утверждение истины», побуждала воочию убедиться в непреложности слов Господа: «…Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8,17). По воле Божией открывались имена и славные деяния многих священно- и церковнослужителей, свидетельствовавших о вере Христовой даже до смерти (Откр.12,11) в эпоху страшных гонений и испытаний. «Время, названное историками «трагедией Русской Церкви», одновременно стало и временем ее величия: Церковь, искони утверждающаяся кровью мучеников, явила Богу сонм святых, которые засвидетельствовали веру страданиями и тем самым заложили основу будущего духовного возрождения», — отмечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (+2008).
В 2000 году от Рождества Христова Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор ранее канонизированных местночтимых новомучеников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200. В результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви. Особый благодатный настрой участников Собора выразил в своих воспоминаниях епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов; +2000): «Хочется верить, что-то, что не смогли мы по немощи сделать на юбилейном Архиерейском Соборе для нашей Церкви, восполнит сонм новопрославленных святых, имена которых волею Божией вписаны в списки небесной торжествующей Церкви».
В 2000 году деянием Собора во всероссийские святцы были также включены имена митрополита Одесского и Херсонского Анатолия (Грисюка), управлявшего Харьковской епархией с 1934 по 1935 годы, епископа Стародубского Дамаскина (Цедрика), викария Черниговской епархии, жившего в Харькове с 1924 по 1925 годы, епископа Антония (Панкеева), пребывавшего в Харькове в середине 1920‑х годов. Владыка Антоний находился в заключении в тюрьме города Благовещенска Амурской области вместе со священномучеником Онуфрием (Гагалюком). С ним и другими узниками-служителями Церкви 1 июня 1938 года он был расстрелян.
В 1999 году митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим в написанном «Сборнике служб и акафистов» поместил «Краткие биографические справки известных новомучеников Слободского края». Материалы о двадцати восьми новомучениках и исповедниках Харьковской епархии владыка закончил смиренномудрыми словами, обозначенными двадцать девятым пунктом: «С ними же неисчислимый лик клириков и мирян земли Слободския, их же имена Сам Господь весть, невнесенных в текст служб святым новомученикам. Святии новомученицы, молите Бога о нас!». Конечно, пророческие слова блаженнопочившего иерарха были обращены в будущее. В прославлении священномучеников и исповедников владыка Никодим видел целительное средство возрождения святоотеческих традиций, ведь, помня подвиг предков, мы вдохновляемся на жертвенное служение ближнему, народу, Отечеству в нынешние времена и закладываем основу связи с будущими поколениями.
К 20‑летию прославления новомучеников земли Слободской по благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия на страницах газеты «Харьковские епархиальные ведомости» будут публиковаться сведения о святых угодниках Божиих, просиявших на Харьковской земле: и о тех подвижниках, которые жили в нашем граде много лет и о тех, которые были в Харькове несколько недель или даже один день. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3,8), — говорит святой первоверховный апостол, и кто, кроме Господа-Сердцеведца, может определить меру прожитого и пережитого современниками того трагического и великого времени, о котором можно сказать словами Чингиза Айтматова: «И дольше века длится день»? Благодарение Богу, уцелели некоторые храмы, в которых служили святые страстотерпцы, частично сохранились улицы, по которым они ступали и дома, под кровом которых возносились к Небу их келейные молитвы. Сохранение святых имен важно не только в исторической памяти, но и в литургической жизни богохранимой Харьковской епархии, дабы вместе с именами священномучеников Константина, Онуфрия, Иннокентия и Александра поминались имена священномучеников Анатолия, Дамаскина, Антония и всех новомучеников и исповедников, которых никто и ничто не могло отлучить от любви Божией (Рим.8,39) и которые с земли Святой Руси воссияли на весь мир светом и благодатью.
Протодиакон
Максим Талалай,
заведующий Церковно-историческим музеем Харьковской епархии |