Память — 19 мая / 1 июня
В апреле 2014 года исполнилось 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)
Мир человеческого постижения
В статье «Мир человеческого постижения» Владыка Онуфрий пишет: человеческий разум даже и просвещенный Божественным откровением не все может постичь. И это потому, что человеческая природа по самому существу своему — ограниченна. Только Бог — Существо неограниченное, Всеведущее!
Для нас в этом нет ничего печального, так как все, что нужно для нашего вечного спасения, блаженства и счастья — нам дано от Бога. Попытка людей проникнуть своими силами в Божественные тайны; например: образ рождения Бога Сына от Бога Отца, или в тайны Боговоплощения, вечность Бога и др. всегда разражалась безумными ересями.
В области Богопознания — наше дело углубляться в то, что нам дано от Бога, благодарить Его за все. Не только Существо Божие и многое из Божественных дел, но и будущее скрыто от нас для нашей же пользы. Если бы мы знали определенно, что наследуем жизнь райскую то по немощности своей стали бы беспечными и грешили бы, а если бы твердо знали бы о гибели вечной, то пришли бы в отчаяние.
Область будущего нам неизвестна. Будущее, и все внешнее в нашей жизни зависит не от нас, а от воли Божией.
Мы призываемся в жизни нашей трудиться в области того, что возвещено нам от Господа: служить Богу и людям со всем нашим усердием: в этом задача нашей жизни.
О христианском единении
«И будет одно стадо и один пастырь» (Ин. 10:16)
В праздник трех святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — мысль наша направляется к христианскому единению. Три святителя, различные по своему характеру — едины, разногласия между ними нет. И они зовут нас, верующих и всех людей — к единству. Но у нас есть еще более высокий, самый высокий идеал единения — Пресвятая и Живоначальная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Где же происходит наше объединение? — В святой Христовой Вселенской Православной Церкви. Нас, чад Церкви Божией, объединяет одна вера в Троицу единосущную и нераздельную, одни таинства, одна иерархия. Кроме единения верующих в Церкви Христовой Православной есть на земле и другие объединения людей — религиозные и нерелигиозные. Из религиозных объединения, стоящих вне Православной Церкви, наиболее сильное — католическая латинская церковь. Какая разница между ними? В нашем православном объединении началом является Христос Богочеловек, глава нашей Вселенской Церкви. Идеалом жизни православных является жизнь по заветам Христа Спасителя: все внимание и энергия направлены на то, чтобы постичь Дух Христов и следовать Его стопам при помощи Его благодати. В католической Церкви объединяющим началом является римский папа, и вся задача доброго католика состоит в том, чтобы выполнить волю папы, для него непогрешимого авторитета. Поэтому и дух католический не столько Христов, сколько мирской. Вот как об этом говорит известный епископ Феофан Затворник: «Дух католичества земной. Церковь у них есть политическая корпорация, поддерживаемая человеческими силами и средствами, каковыми являются: инквизиция, индульгенция, с видимым главою. Православная Церковь есть духовный союз всех во Иисусе Христе и чрез Него взаимно меж собою. Церковь невидимо правится Господом и направляется к своему концу. У них ведет ее папа и куда?» (Письма о христианской жизни. СПБ, 1880, с.32).
На земле мы видим также огромные объединения людей безрелигиозных, с религией ничего общего не имеющих и прямо ей враждебных. В них есть и строгая дисциплина. Какая разница между этими человеческими объединениями и Христовой Церковью? — В Христовой Церкви единение свободное, основанное на добровольном преклонении пред истиной и святостью — Христом Богочеловеком. Человеческое единение безрелигиозное есть подчинение силе одного человека. А всякий человек, даже самый гениальный, есть человек, т.е. существо ограниченное, несовершенное. Служить идеалом для людей человек не может потому что у него имеется масса противоречий. Удовлетворить потребности наших порывов никакой человек не может, поскольку он такой же грешник, как и мы, со своими слабостями. И единство — чем держится человеческое объединение, если оно держится, есть страх, насилие. Бога — Существа абсолютного — никто не может заменить: ни Римский папа, ни человеческий гений. Господь наш Иисус Христос Богочеловек — вот идеал людей, всечеловеческий, всемирный, вечный. Христос Спаситель уже создал объединение людей с Собою (на земле). Это — Его Церковь. И Он зовет всех людей в Церковь Свою, к единению с Собою, ибо Он — глава этой Церкви. И напрасны все усилия людей подменить это объединение в Церкви, во Христе другими объединениями. Люди, искренне ищущие истины, добра и красоты, найдут все это в Церкви Православной. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были в той же Церкви Христовой, что и мы, православные христиане, исповедали и служили тому же Христу Богу, что и Апостолы, и мы, грешные. И после нас чада Церкви Православной будут так же единомысленны с нами, потому что всех нас объединяет не человек, а Бог Христос Спаситель, Который вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8).
Где истинная религия
Встречаем часто людей, которые на вопрос о их вере отвечают: мы признаем какое-то Высшее Существо, но не представляем Его себе. Можно ли назвать такое исповедание религией? Нет! Очень распространен, и особенно среди интеллигенции Толстовский пантеизм. Бог — это весь мир. И пантеизм — не религия. Религия есть общение человека с Богом. А общение предполагает, как необходимое условие — Бога Личным Живым Существом.
Язычники молятся Богу своему, просят Его кланяются, приносят жертвы. Это религия. Пусть у язычников неверное представление о Боге, но Бог им мыслится Живою Личностью. И магометанство, и еврейство, христианские сет расколы — религии т.к. здесь Бог признается живым. Но все эти религии не могут считаться истинною религией.
Милосердный Господь приемлет и их молитвы, как принял Он молитвы язычника Корнилия римского сотника. Но не таких поклонников ищет Себе Бог. Совершенная истинная религия — это единение человека с Богом, когда человек становится одним духом с Господом. Истинная религия — ото обо́жение человека в общении с Богом: «Человек бывает Бог да Бога Адама соделает». Где же происходит это обо́жение человека? Только в Православной Христианской Церкви т.к. только здесь есть благодатные Таинства Христовы, через которое обожается верующий.
В Таинстве Причащения верующий православный христианин вступает в кровное единение со Христом Богом. Сам Христос Богочеловек требует от Своих последователей этого обо́жения: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плот Сына человеческого и пить Крови Его то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во мне пребывает и Я в нем?..
Есть ли таинства у язычников в магометанстве? Конечно, нет. Есть ли таинства в католичестве лютеранстве англиканстве, разных христианских сектах? Нет, потому что все они, начиная с римско-католической религии, порвали связь с Православной Христовой Церковью, и находятся в непримиримой вражде с нею, а Церковь Христове одна. Апостол говорит: «Один Господь, одна вера одно крещение». Господь принял молитву язычника Корнилия, но Господь же указал ему несовершенство его религии и послал к Апостолу Павлу для приобщения к Церкви: «Ом скажет тебе слово, которым спасешься ты я весь дом твой». И ныне Бог указывает всем людям на свою истинную религию — православную. Каким путем? Через чудеса, совершаемые лишь в Православной Церкви: в ней мощи святых людей, чудотворные иконы св.Таинства Причащения елеосвящения; от усердной молитвы больные получают исцеление на глазах очевидцев.
В православной церкви хранится неповрежденное Христово учение. Горе наше вот в чем: что люди, под влиянием выгоды или из-за страха перед лишениями, или по своей духовной лености или гордости не желают приходить к истинной, совершенной религии — православной христианской. И более всего упорствует католическая религия: всякими мерами, главным образом, насилием и тем самым идет против воли Божией. Но кто искренно и самоотверженно ищет истины, тот ее найдет, и другим ее укажет. Вот что писал ученый немецкий профессор И.Овербах своим единоверцам-протестантам: «Многие пишут и спорят о церкви ее существе значении устройстве — и это показывает, до какой степени все желают найти церковь. Но все философствование и богословство ваше здесь не помогут, потому что церковь есть дело не рук человеческих а Божиих. Церковь существует: ее можно найти, но не учредить. Поэтому в этом деле единственной руководительницей должна быть история: она с одинаковой очевидностью покажет, до какой степени папство исказило Церковь, и как чистота православного учения сохранилась в восточной церкви».
Мы православие храним величайшее сокровище — истинную религию долг наш — стараться быть настоящими учениками Христовой армии и приводить к свету православия всех кто вне православной церкви…