ЗНАЧЕНИЕ ПОМИНАНИЯ УСОПШИХ О УПОКОЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 6 (241) июнь 2014  
 
ЗНАЧЕНИЕ ПОМИНАНИЯ УСОПШИХ  О УПОКОЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХСв. Иоанн Дамаскин пишет: «Каждый человек, имевший в себе (не все человеки, а тот только, который имел в себе) закваску добродетели, но не успевший ее превратить в хлеб, потому что, хотя и хотел, но не мог этого сделать, или по лености, или по беспечности, или по человеческой немощи, или потому, что отлагал это со дня на день, и сверх чаяния потом и постигнут смертию — не будет забыт праведным Судиею и Владыкою; но по смерти его, Господь возбудит его родных, ближних, друзей, направит мысли их, привлечет сердца и приклонит души их к оказанию пособия и помощи ему «Слово о умерших», в Хр. чт. 1827 г. ч. 26.

Несмотря на наше незнание участи, какая постигает каждого усопшего, наши молитвы об умерших не суетны. Церковь научает нас молиться за всех скончавшихся в православной вере и с покаянием, исключая явных нечестивцев и нераскаянных; но о ком принять, о ком отвергнуть наши молитвы — это уже принадлежит Господу, Который знает сушия своя и достойных Его милости.
Наши молитвы о тех, которые быть может, находятся уже на небеси или в числе отверженных, если не полезны им, за то и не вредны. Но наши молитвы о всех благочестно скончавшихся, только не успевших принести плодов, достойных покаяния, и потому не удостоившихся еще царствия небесного, без всякого сомнения, им полезны.
И еще говорит апостол: «На се бо Христос умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим. зач. 114). Размыслим об этих словах апостола. Умершие о Христе братия наши через проявление любви нашей к ним в молитвах об них, в подаянии милостыни за них получают пользу, о том свидетельствует апостол Иаков, говоря: «Много может молитва праведного споспешествуема» (зач. 57). Если усердная молитва одного праведного много может: сколько же много может молитва всей Церкви? И апостол Петр говорит: «Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (Зач. 61). И может ли Бог, источник и податель любви, оставить без воздаяния усопшему прошения и благотворения совершаемые о нем от любви? Любовь покрывает множество грехов.
Св. апостол Павел (1 Тим. 2:1) вразумляет совершать молитвы за всех человек не только во плоти суших, но вообще за всех, следовательно и за отшедших из мира сего После этого совета апостол добавляет: «Ибо это приятно и угодно Спасителю нашему, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (ст. 3).
Св. Григорий Двоеслов повествует, что при жизни св. Венедикта были две постницы, которые имели несчастную привычку осуждать своих ближних. Св. старец вразумляя их оставить эту привычку и, наконец, за непослушание отлучил их от церкви. Они все‑таки не исправились и ушли в могилу со своим пороком; вследствие этого отлучение оста лось на них. Но за свое постничество и, вероятно по причине ходатайства родных, они были похоронены в церкви. Но во время литругии, когда диакон возглашал: «Оглашенные изыдите!» многие христиане видели их выходящими из церкви. Узнал об этом преподобный Венедикт, сжалился он над несчастными и послал в ту церковь просфору, чтобы вынуть из нее часть за упокой душ их, а также повелел поминать их при совершении Христовых Таин. После того, уже никто из христиан не видел их выходящими из церкви. Из этого все поняли, что вследствие заупокойных молитв Св. Церкви и жертвоприношений, усопшие постницы получили от Бога прощение (Беседы, кн. II, гл. ХХIII).
«Но кто может исчислить, — восклицает св. Иоанн Дамаскин, — все свидетельства, находящийся в жизнеописаниях св. мужей, в описании мучеников и божественных откровениях, ясно показывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые о них молитвы, литургии и раздаваемые милостыни: ибо ничто данное взаим Богу не погибает, но вознаграждается от Него с величайшею наградою». (в сл. о усопших в вере см. Хр. чт. 1827 г., ч. 26).
Благотворения за усопших совершаются: молитвою, поминовением, бескровною жертвою и милостынею. «Есть, подлинно, есть возможность, — говорит св «Златоуст, — облегчить наказание усопшего грешника, если пожелаем.
Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил Дух Святый, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу; ибо, видишь, тот получает пользу через тебя, а ты получаешь пользу ради него. Ты истратил имущество, решившись сделать другому доброе дело, — и ты для него сделался виновником спасения, а он для тебя виновником милости. Не не сомневайся это принесет благий плод. Великая честь быть вспомянутым в присутствии Господа, во время совершения страшной жертвы неизреченных таинств. Как перед лицем седяшего царя всякий может испрашивать, чего хочет когда же он встанет со своего места, тогда чтобы ты не говорил, будешь говорить напрасно; так и здесь, пока предлежат таинства, то для всех величайшая честь — удостоиться поминовения. Ибо, смотри здесь возвещается то страшное таинство, что Бог предал Себя в жертву за вселенную. Вместе с этим тайнодействием благовременно воспоминаются и согрешившие. Зная это, будем помнить, какие утешения мы можем доставить усопшим, — вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников, — милостыни, молитвы, приношения, будем совершать это утешение им, чтобы им и нам сподобиться обетованных благ» (Св. Иоанн Златоустого 21 беседа на Деяния).
Как ни непостижимы для нас тайны загробной жизни, но, то, что нужно нам знать, то открыто для нас. Вместо усопших говорит нам о них Св. Церковь, говорят нам о них св. отцы и учители Церкви, а были случаи, когда и сами усопшие отверзали уста свои, чтобы высказать нечто живым о себе и о своей участи за гробом. Вот что говорит о жизни за гробом св. православная Церковь. «Души, исшедшие от телес человеков, при смерти покаявшихся, но не сотворивших плодов достойных покаяния, удержаны бывают на мытарствах. Всего мытарств — двадцать. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в соделанных грехах. Мытарства — это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо Сам Господь Иисус посредством ангелов, допуская к тому и злых духов, — суд, на котором припоминаются душе и беспристрастно оцениваются перед нею все ее дела, после которого определяется ей известная участь. «Но прежде последнего Страшного суда, ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния, хотя и не все души находятся в одинаковом состоянии и не в одно и то же место отсылаются; души умерших блаженствуют или мучатся по своим делам. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и скорби, впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» («Посл. восточных патриархов о православной вере»). Церковь, как чадолюбивая мать, желая спасения всех грешников, кроме, конечно, самоубийц, установила поминальные дни для того, чтобы облегчить участь несчастных, пока еще Господь дает нам на это время. Нужно спешить и благодарить Бога за данное нам время, хотя уже и короткое, пока еще нас не застал Страшный Суд, последний и уже окончательный, на котором уже никто никому ничем не сможет помочь. А пока нам нужно молиться за покойных, начиная от самой их кончины.
По преставлении души от тела, нужно пригласить в дом святенника, певчих и людей благочестивых, чтобы отслужить за покойного панахиду, почитать псалтырь. Чем больше молить о душе покойного, тем для него лучше. Первые два дня душа может присутствовать возле своего тела, а добродетельная душа посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день Спаситель повелевает вознести ее на небеса для поклонения Богу. Вот почему в третий день Церковь совершает приношение и молитву за нее.
После поклонения Богу повелевается от него показать душе различные обители святых и красоту райскую. Душа все это рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя и всего Бога…
Душа грешная при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя за то, что она сама себя лишила такого блаженства. После этого она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Вот почему Церковь воспоминает усопших в девятый день.
После вторичного поклонения Богу, она, по повелению Божию, отводится в ад, чтобы видеть находящиеся там места мучения. По этим различным местам она носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не подпасть осуждению на заключение в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже праведный Судия определяет ей соответственное ее делам место. Вот почему в сороковой день Церковь поминает усопших. Кроме этих дней поминовения умерших, Св. Церковь установила еще так называемые родительские субботы: мясопустная, которая совершается перед масленицей; суббота Пятидесятницы перед Св. Троицей; Радоница — на Украине — понедельник после Фоминой недели; суббота Дмитриевская, три субботы в Великом посту 2‑я, 3‑я и 4‑я; совершается поминование по усопшим воинам и всех за веру и отечество на брани убиенных. Очень много христиан, которые погибли при различных обстоятельствах, несчастных случаях: во время пожаров, землетрясений, наводнений, всяких дорожно-транспортных происшествий, замерзание от мороза, убитые молнией, растерзанные зверями, от укуса змей, от голода, от различных моровых болезней и других. А сколько несчастных безродных, за которых некому помолиться!
Итак, зная теперь, насколько полезно и необходимо поминание усопших родных, близких, знакомых вознесем наши молитвы ко Господу, чтобы облегчить участь наших сродников и ближних. Будем уповать на неизреченное милосердие Божие. И Господь, видя наше усердие, нашу любовь к ближним нашим, простит грехи и облегчит участь покойных и нас помилует во Своей великой милости.
Протоиерей Стефан Барна
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Молитва, как дар Божий
  • Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Харьковского и Богодуховского Он ...
  • ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
  • Мысли о спасении
  • «НОЧЬ ПРОШЛА, А ДЕНЬ ПРИБЛИЗИЛСЯ»




  •  
      Просмотрено: 920 раз Просмотров: 920 автор: and 20 августа 2014 Напечатать Комментарии (0)  
    Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0