Мученический подвиг священномученика Марка епископа Арефусийского Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 6 (241) июнь 2014  
 
Мученический подвиг священномученика Марка епископа Арефусийского(К 1650-летию со времени кончины)

День памяти: 29 Марта/11 апреля

Проповедуют жители города Арефусии подвиги и труды твоя, богосне угодниче Христов. Место нахождения твоего молитвою облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, явился еси прозябение многоплодное дарами Духа Святаго многая и преславная совершил еси, подвизая верных воспевати благих Подателю Богу: Аллилуиа.
В истории Церкви есть святые, которые не жалели себя, своей жизни ради спасения многих людей. Таким был епископ Арефусийский, который пострадал за веру во Христе при императоре Юлиане Отступнике около 361-365 гг.
Став императором, Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество. Враги епископа Марка за разрушение языческих капищ решили отомстить святителю. Узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств, старцу рвали волосы, терзали тело, погружали в болото, резали ножами, требуя выкуп за разрушенные капища.
Претерпевая различные мучения, епископ Марк не замечал боли, что еще больше раздражало мучителей. Впоследствии жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, обратились ко Христу.
Для того, чтобы глубоко понять житие святителя Марка, необходимо обратиться к трудам Григория Богослова. Великий святитель Григорий Богослов написал 2 слова: Первое обличительное на царя Юлиана и Второе обличительное на царя Юлиана, где в первом слове дает анализ страданиям святителя Марка.
Отрывок из первого обличительного слова приводится ниже.
«Кто же так удален от обитаемых нами стран, чтобы не знал и не предупредил рассказом воспоминающего о чудном Марке и жителях Арефузы? При славном Констанцие, по данной тогда христианам власти, он разрушил одно демонское жилище, и многих от языческого заблуждения обратил на путь спасения, не менее своею светоносною жизнию, как и силою слова. За сие жители Арефузы, особенно те из них, которые были привержены к почитанию демонов, давно уже негодовали на него. А как скоро дела христиан поколебались, язычество же начало воздыматься, Марк не избежал господствующей силы времени. Народ хотя на время и удерживает свое негодование, однакоже, как огонь, кроющийся в горючем веществе, или как поток, удерживаемый силою, если только представится случай, — обыкновенно, воспламеняется и расторгает преграды. Марк, видя против себя движение народа, который не знает меры ни в замыслах, ни в угрозах, — сначала решается бежать, не столько по малодушию, сколько последуя заповеди, которая повелевает бегать из города в город (Мф., 10, 23) и уклоняться от гонителей; потому что христиане, при всем своем мужестве и готовности к терпению, должны не только иметь в виду свою пользу, но и щадить гонителей, дабы, сколько возможно, не увеличить чем-либо опасности, в какой находятся враги их. Когда Марк узнал, что многих за него влекут и гонят, а многие по лютости гонителей подвергаются опасности жизни, — не захотел для своей безопасности равнодушно смотреть на бедствия других. Посему предпринимает другое намерение, самое лучшее и любомудрое: возвращается из бегства, добровольно выдает себя народу — делать с ним что хотят, и с твердостью выступает против трудных обстоятельств. Каких здесь не было ужасов? Каких не придумано жестокостей? Каждый прибавлял что-нибудь свое к довершению зла; не постыдились (не говоря о чем другом) любомудрия мужа; оно еще более раздражало их; потому что возвращение Марка почитали более презрением к себе, нежели его мужеством в перенесении опасностей. Веден был посреди города старец-священник, произвольный страдалец, и по летам, а еще более по жизни, почтенный для всех, кроме гонителей и мучителей. Веден был людьми всякого возраста и состояния; тут были все без исключения, мужи и жены, юноши и старцы, люди, отправлявшие градские должности и украшенные почестями; все усиливались превзойти друг друга наглостью против старца; все считали делом благочестия — нанести ему как можно более зла, и победить престарелого подвижника, боровшегося с целым городом. Влекли его по улицам, сталкивали в нечистые ямы, влачили за власы; не осталось ни одной части тела, над которою бы не наругались, которой бы не терзали нечестивцы. Дети поднимали вверх тело доблестного страдальца на железных остриях, и передавали его одни другим, обращая в забаву сие плачевное зрелище; голени старца тисками сгнетали до костей, уши резали тонкими и крепкими нитками, подняв самого на воздух в коробе. Облитого медом и отваром, среди дня жалили его осы и пчелы, между тем солнце жгучим зноем палило и пекло плоть его, готовя из сего блаженного (не могу сказать, несчастного) тела для них самую горячую снедь. При сем, сказывают (и это стоит, чтобы записать), старец, юный для подвигов (так как и среди лютых страданий не преставал он являть светлое лицо, и услаждался самыми  муками), произнес достопамятное и достославное изречение: «это — прекрасное предзнаменование, что я вижу себя на высоте, а их внизу, на земле». Так он много возвышался духом над теми, которые его держали! Так далек был от скорби, что как будто присутствовал при страданиях другого, и не бедствием, а торжеством считал происходившее с ним. И кто бы не тронулся всем сим, имея, хотя несколько милосердия и человеколюбия? Но сему препятствовали обстоятельства и неистовство царя, который требовал бесчеловечия и от черни, и от городов, и от начальников, хотя для многих, не знавших глубины его злобной хитрости, и представлялось сие в ином виде. — Вот какие мучения вытерпел мужественный старец, подвизаясь за благочестие!»

Архимандрит Владимир (Швец).
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Истина только в христианстве
  • Мученики Маккавеи
  • Великопостное послание. Блаженнейшего Митрополита Владимира архипастырям, п ...
  • ПРАЗДНИК ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ — ПРАЗДНИК СЕМЕЙНОЙ СВЯТОСТИ
  • Жизнь нам дана не на печаль, а на радость




  •  
      Просмотрено: 627 раз Просмотров: 627 автор: and 20 августа 2014 Напечатать Комментарии (0)