СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК) Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 6 (241) июнь 2014  
 

Память — 19 мая / 1 июня


В апреле 2014 года исполнилось 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)

Апостольский подвиг
(В день памяти апостолов Петра и Павла)

«Величаем тя, Апостоле Христов, и чтем болезни и труды твоя ими же трудился еси во благовестии Христове».
(Величание Апостольское)
Так поет Церковь Божия о каждом из Апостолов Христовых. На первом месте ставит болезни, а потом уже и труды… Что такое болезни Апостольские. Это прежде всего их чисто физические лишения: голод, холод, нищета (1 Коринф. 4, 9‑13). Но болезни Апостольские, главным образом, были душевные. Апостолы Христовы на своем пути встречали недоверие, злобу, ненависть. Они скорбели об окаменении людских сердец, их ослеплении: глашатаев истины, мира и любви несчастные люди гнали от себя. Страдали апостолы из‑за непостоянства, и вероломства иных, что приняв истину, они вскоре же, под влиянием лжеучителей, изменяли им, как то было с Галатами. Все эти скорби души это — были муки духовного рождения Апостолами грубых язычников или упорных иудеев — в христианскую веру (Галат. 4:19). А труды Апостольские, состоящие в том, что они непрестанно проповедовали христианское учение людям неверующим, переходя из селения в селение, а христиан утверждая в истинах, возвещенной прежде святой Христовой Веры. (Деян. 25:21‑22 и др.) Апостольские труды и болезни, возлюбленные, несут теперь преемники апостолов — православные епископы и священники. Кому не известны труды пастырские? — Священники совершают службы Божии и в праздники, и в воскресные дни, и по будничным дням. Они должны идти по первому зову верующих, в то время, как другие люди отдыхают от своих трудов, священник, как врач, в каждый час должен идти к больному или умирающему. Когда появляется заразительная болезнь: тиф, холера, чума и все, даже родные оставляют своих близких и убегают. В то время, как врач, с ног до головы защищен медицинскими предохранительными средствами, священник, особенно сельский, бесстрашно идет к одру болящего. Таковы труды пастырские. Но это не самое тяжелое в пастырском деле. А самое тяжелое — это болезни духовные о своей пастве. Когда пастырь видит равнодушие своей паствы к вере, к посещению храма Божия, когда слышит о разврате и других пороках, он болеет душою о грехах своих словесных овец. Особенно ныне, в дни церковных смут, страдает православный пастырь, видя, как иные его духовные чада уходят из святой ограды православной Церкви за всякими лжеучителями, которые говорят превратно, чтобы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29‑30). Помня о трудах, а особенно о духовных болезнях своих православных епископов и пастырей, не забывай, возлюбленный, своего долга — быть послушным своим духовным руководителям, как преемникам апостольским, согласно словам Спасителя, сказанным Своим ученикам, а в лице их — всем православным священникам и пастырям: «Слушающий вас — Меня слушает, и отвергающий вас — Меня отвергается» (Лук. 10:16).
Аминь.
Харьков, июнь 1925 г.

Вера в Бога как общественное явление
Иногда слышны такие суждения: религия — частное дело. Зачем вы собираетесь в храм, молитесь каждый отдельно… Не навязывайте другим свои мнения, веруйте каждый, как хотите. Такие суждения неправильны прежде всего с психологической стороны. Вера не может не быть общественным явлением. Мы все так устроены, что своим душевным содержанием стремимся поделиться с близкими нам людьми. И религиозные переживания, как самые сильные в человеке чувства, ищут своего выражения во вне, и в первую очередь перед нашими друзьями, единоверцами. Пресвятая Дева Мария, услышав радостную весть от Архангела Гавриила о рождении от Нея Сына Божия, спешит в дом Елисаветы и возвещает ей о Своем счастье. Мы, верующие в Христа Бога, соединяемся вместе в общей молитве, чтобы выразить воодушевляющие на чувства любви и преданности Богу, нашему Отцу Небесному. Запрещать людям одной веры собираться вместе для молитвы также дико и не научно, как запрещать любителям музыки слушать концерты или ученым делиться своими изысканиями друг с другом. История говорит нам так же, что люди всегда молились не в одиночку, а обществом. Общественная молитва есть заповедь Божия всем христианам. Господь наш Иисус Христос создал на земле Церковь Свою, которая есть объединение всех верующих во Христа Богочеловека на основе единой веры, таинств и иерархии. Сам Спаситель говорит: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся просить на земле о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их». (Мф., 18:19,20).
Молитва общественная, жизнь церковная есть постулат веры как религиозного чувства, и вместе с тем, она питает нашу веру в Бога. Вера в Бога врожденна всем людям. Но у многих она направлена по ложному пути суеверий и ересей. Церковь православная указывает истинную дорогу вере нашей. У иных вера истинна ослабевает, общественная молитва ее согревает и усиливает, ибо огонь зажигается от огня.
Вот как об этом говорит один православный ученый апологет: «Религиозное стремление души к живому и действительному общению с Богом находит свое выражение и вместе средство к своему осуществлению в молитве. Душа религии — молитва или культ, вытекающий из потребности в общественной молитве, совместной с другими, с единоверцами. Культ устанавливается психологической природой чувства или веры. По своему существу вера есть одно из наиболее общественных чувств. Живая вера без исповедания или обнаружения ее во вне, когда сердцем веруют, уста же исповедуют и от избытка сердца уста глаголют, есть психологическая невозможность: нельзя веровать в одиночку безнаказанно для веры, вянущей и глохнущей в эгоистическом уединении. Общение в вере есть потребность человеческой любви, ищущей общения с другими в благах. Поэтому‑то всякое религиозное учение всегда является в истории силою живого органического единения людей, соединяя их в обществе. «Религия без Бога». А как же, скажешь, пустынники молились одни, вдали от людей. — Святые подвижники-пустынники были в общении с сонмами ангелов Божиих и святых угодников Божиих. У них был свой мир — чад Церкви Божией небесной. Ибо Церковь Христова состоит не только из живущих на земле верующих, но и преставившихся в жизнь загробную, которые тоже живы в небесном Иерусалиме» (Евр., 12:22‑23).

Вне Церкви нет духовного просвещения
«Препрославне еси Христос Бог,
светили на земли отцы наши».
Для духовного просвещения достаточно ли Святой Библии?
Начиная с Лютера и до наших дней, секты различных видов утверждают, что Библии вполне довольно и для просвещения и для спасения христиан. Библия — это все. По православному учению Библия еще не все: мало читать Святую Библию, нужно ее правильно понимать. Ложное толкование Священного Писания многих привело к гибели. Говоря о посланиях святого Апостола Павла, св. Апостол Петр замечает: «В них есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей погибели превращают, как и прочие писания» (2 Петр., 3:16). Примером могут служить те же сектанты. Прочитав у Апостола слова: «Сами как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство святое… вы род избранный, царственное священство, народ святой… (1 Петр., 2:5-9), они сами себя избрали священниками, но отвергли утвержденную церковную иерархию. А чрез это они лишились святых таинств, раздавателями которых Господь поставляет Своих слушателей — апостолов и их приемников. Кто же может поручиться за правильное понимание Святой Библии? — Те люди, которые просвещены Богом. Прежде всего, сами Апостолы, которым Христос Спаситель отверз ум к уразумению Писаний. Это епископы и пресвитеры Церкви: в таинстве святой хиротонии они получают благодатные дары Пресвятого Духа, который их научает, как научил Он святых Апостолов (Иоанн. 14:26). Вот как об этом говорит один просвещенный святой муж: «Возьмите во внимание, братья мои, что Господь и Спаситель наш на земле явившись и с человки поживши, не благоволил Сам Своим лицом возвестить всему миру истину Свою, но вознесся на небо и вместо Себя проповедниками истины оставил Апостолов, нисполав им Духа истины. Они принесли истину Божию во все земли и хранили ее, по себе оставили преемников своих, епископов. Ныне, кто хочет знать голос Господа Спасителя, слушай Святую Церковь, говорит она устами пастырей своих, и пребудешь в истине. Так, в отношении к истине, вообще. Такое же отношение к истине в частных случаях. Что вложено тебе в ум, повеждь пастырям, и они решат, истина ли или прикрытая ложь, и никогда не попадешь в сети врагов». Различные религиозные вопросы поднимаются в ту или иную эпоху жизни Церкви. И всегда Господь воздвигает богомудрых святителей и пастырей, чрез некоторых и разрешает все недоумения. И если сравним творения богомудрых отцов Церкви и проповеди прежних и современных православных проповедников-служителей Христовых, то увидим, что на многих языках в разнообразных выражениях все они в полном согласии со Святой Библией, говорили одни и те же истории. И это потому, что все они просвещались от одного и того же Пресвятого Духа Бога. «Дары различны, но Дух один и тот же. И служения различны, а Господь Один и Тот же. И действия различны, а Бог Один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому — слово знания, иному — дары исцелений Тем же Духом. Иному — чудотворение, иному — пророчество, одному — различение духов, иному — разные языки, иному — истолкование языков. Все сие производит Один и Тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Церковь Христова, истинная, Православная будет существовать до скончания века сего, когда она перейдет из состояния воинствования духовного в состояние торжества и покоя. И всегда в Церкви будет иерархия, а с нею Христос Бог, в этом непоколебимый залог истинного просвещения для христиан.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
  • Вера в Бога и святую церковь
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
  • Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)




  •  
      Просмотрено: 1070 раз Просмотров: 1070 автор: and 20 августа 2014 Напечатать Комментарии (0)