Целью данной работы является анализ поэтического наследия святителя Григория Богослова и его места в творчестве святителя. При этом мы постарались сделать краткий обзор жизни и творчества святителя с тем, чтобы уяснить контекст написания рассматриваемых нами стихотворений.Что касается самой поэзии святителя Григория, то нашей задачей не было выявление или анализ языка, стиля и других ее особенностей: нашей целью было показать, как святитель Григорий Назианзин отобразил в поэтических произведениях свои богословские взгляды.
Сегодня, когда православный мир все больше и больше обращается к святоотеческому наследию, когда богословами продолжают прикладываться усилия к преодолению западно-схоластического влияния на отечественное богословие, подобная работа не теряет своей актуальности.
Обзор жизни и творчества Святителя Григория Богослова
Святитель Григорий Богослов родился около 330 г., «сын Григория, (впоследствии епископа Назианзского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил». Григорий получил блестящее по тем временам образование: учился в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах, «где в особенности сблизился со свт. Василием Великим и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы».
Приняв в двадцатишестилетнем возрасте крещение и вернувшись на родину, св. Григорий был рукоположен отцом, ставшим к тому времени епископом Назианза, во пресвитера, а около 370 г. св. Василий Великий, уже ставший архиепископом Кесарии Каппадокийской и начавший борьбу с арианством, рукоположил Григория в епископа города Сасимы, желая видеть его своим помощником.
В 378–379 гг. св. Григорий был призван на константинопольскую кафедру, и в 381 г. председательствовал на II Вселенском соборе, а затем, оставив по собственному желанию свою высокую должность, провел последние годы жизни, вплоть до своей кончины в 389 г., в строгих аскетических подвигах.
Все творения святителя Григория Богослова можно разделить на три категории: слова, письма и поэтические произведения.
Ему принадлежит авторство сорока пяти слов, особенно важное значение имеют слова 27–31, которые носят название «Слова о богословии». В них обсуждаются проблемы богопознания и учение о Святой Троице. По причине возвышенности языка этих слов‑проповедей и сложности их содержания «трудно поверить, что он произносил их устно в церкви».
Письма святителя (их всего 245) написаны в последние годы его жизни по тем или иным частным случаям жизни Григория, его родственников и друзей. «Только очень немногие касаются современных догматических вопросов», к ним относятся два письма к пресвитеру Клидонию против аполлинариан, письмо к Нектарию Константинопольскому о необходимости принятия мер против тех же еретиков, к монаху Евагрию, хотя авторство св. Григория в последнем случае является сомнительным.
Из поэтических произведений Григория особый интерес представляет его автобиография.
Вот как характеризует литературное и, в частности, поэтическое наследие святителя протоиерей Г. Флоровский: «Св. Григорий не был писателем, хотя и был блестящим стилистом. У него была не только филологическая культура, но и гений языка, дар слова его поэмы (или стихотворения) скорее риторические упражнения, чем подлинная поэзия…».
Каковы же были мотивы, побудившие св. Григория обратиться к поэтическому жанру, тем более, что святитель сделал это уже на закате своей жизни, в годы уединения (383–389), о чем свидетельствует сам Григорий в стихотворении «О стихах своих», говоря, что поэзия для него – «новый путь слова»? Эти мотивы носили дидактический характер, что святитель открыто признавал. К написанию поэм его побуждало желание «противопоставить свои стихи языческой поэзии, занятие которой не безопасно», а также стихам еретика Аполлинария, имевшими довольно широкое распространение.
По содержанию стихи свт. Григория Богослова делятся на три группы: догматические, нравственно-аскетические и исторические. В догматических поэмах св. Григорий излагает свои богословские взгляды на богопознание, тайну Пресвятой Троицы, затрагивает темы грехопадения, об ангелах, о боговоплощении. Однако наиболее назидательными являются нравственно-аскетические стихотворения, «посредством которых поэт стремится возбудить любовь к добродетелям и отвращение к пороку и предлагает в них правила жизни, как общие – для всех людей, так и частные – для лиц семейных, для монахов, дев». В исторических стихотворениях святитель раскрывает исторический контекст собственной жизни и своих современников.
В автобиографии, о которой упоминалось выше, святитель не только подробно излагает обстоятельства своей жизни, горести и скорби, которые довелось ему пережить, но и предлагает нравственное назидание читателю, в частности, своим примером побуждает возлагать надежду на Единого Бога: «Другие полагаются на что-нибудь иное – на благородство крови, на прах и настоящую пышность Я один оставлен Тебе единому, Царь царей. Что ни встречаю, все то болезненнее прежнего. Везде ищу помощи, и повсюду от Тебя обременяемый, к Тебе обращаю взоры, Блаженный, к Тебе, моя помощь…»
В стихотворении «Жизнь» Григорий Богослов показывает суетность мирских привязанностей:
«Роскошь – пружина страстей. Дети – тяжкая в мире забота;
(Больно, однако, бездетство!) Судилища – битвы пороков.
Труд земледельца – тяжел. Мореходство – дорога в могилу.
Вон из отчизны бежим, и о ней же в чужбине вздыхаем.»
Интересным богословским стихотворением является поэма «О душе», где Григорий так обосновывает бессмертие души:
«Все же нетленна она и божественна, ибо не может
Образ Великого Бога бесследно навек раствориться…»
В «Славословии апофатическом» он облекает в поэзию учение о непознаваемости Божества:
«О превышающий все! Что ж еще Тебе я примолвлю?
Как Тебя слову возславить? Для слова Ты несказуем.
Как Тебя мысли помыслить? Для мысли Ты непостижен.»
Таким образом, как мы увидели, святитель Григорий Богослов блестяще смог воспользоваться поэзией для донесения до читателя разнообразных идей – от глубоких, богословских и нравственно-назидательных до простого рассказа о своей жизни и жизни современного ему общества.
Что же касается его богословия в целом, то, по справедливому замечанию епископа Илариона (Алфеева), «догматическая безупречность богословской системы св. Григория была подтверждена шестью Вселенскими Соборами. На Григория ссылались многие великие Отцы церкви, в том числе свв. Кирилл Александрийский (V в.), Максим Исповедник (VII в.), Иоанн Дамаскин (VIII в.), Симеон Новый Богослов (XI в.), Григорий Палама (XIV в.). Вообще в византийскую эпоху – т. е. в течение десяти веков (с IV по XIV вв.) – Григорий Богослов был самым известным и самым цитируемым автором: по популярности его сочинения занимали второе место после Библии».
Выпускник ХДС, ныне
преподаватель Парижской православной духовной
семинарии Мутин Владимир.