Память — 19 мая / 1 июня
В апреле 2014 года исполнилось 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)
Христианские догматы и человеческая мысль
Бытие Божие, троичность лиц Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, Богочеловечество Иисуса Христа, приснодевство Божией Матери, единство Церкви, бессмертие души, воскресение из мертвых, будущая жизнь — эти и другие догматы христианские — истины непререкаемые, не подлежащие критике. Догматы христианские — не плод усилий человеческого гения, они — дар Божий. Божественное откровение. Когда Апостол Петр исповедовал Спасителя Сыном Божиим, Господь ответил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».
Христианские догматы содержатся и хранятся в Церкви. Чрез нее благоволил Господь открывать людям Свои Божественные истины, как об этом говорит Апостол Павел: «Открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалось известное чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». Христианские догматы незменны, как истины Божии. А человеческая мысль? — Она изменчива по самому своему существу, т. к. человек ограничен по самой своей природе — и физической, и духовной. «В силу закона эволюции мысль человеческая подлежит непрерывному развитию и движению от менее совершенного к более совершенному, от менее полной истины к более полной, а потому полных и незыблемых истин нет и не может быть в человеческих учениях, где истина, — по удачному выражению Л. Андреева — есть пока неизобличенное зло и ложь».
Благодаря своей изменчивости ограниченная человеческая мысль нуждается в догматах и христианских непререкаемых истинах, потому что все неустойчивое стремится иметь прочную основу.
Воспринимая христианские истины, мы среди мятущегося моря людских учений чувствуем себя, как в тихой пристани… «Церковь считает неизменным свое догматическое религиозное содержание, и в этом ее значение и сила. Именно такая Церковь, неподвижная в своих основах, непоколебимая, и нужна расшатанному человеку как опора, на которую всегда можно положиться, — говорит один богослов. А другой добавляет: «В минуту, когда человек сокрушен, а, следовательно, для него сокрушен и весь мир, Церковь как внешняя изобразительница молитвы, веры в Бога, Церковь в ее неподвижности от века в текстах и речениях, ведущихся от бесконечной давности, Церковь, чуждая изменяемости — в смысле моды и развития — остающаяся незыблемою, неподвижною в течение времени, становится вполне необходимою. Только такую, несомненно, неподвижную во времени Церковь мне нужно, потому что за такую неизменяемую в изменяемости всего могу ухватиться я, утопающий».
В отношениях к догматам христианским наше учение и деятельность сводится не к критике их, а к благоговейному вниманию и углублению в их содержание. И здесь для человеческой мысли необъятная и радостная задача. Я представляю себе прекрасный, необозримый храм Божий, полный сокровищ. Мы входим в него и чем дальше идем, тем больше видим драгоценностей, и нет им числа и края… Так христианские догматы несут человеческой мысли великое и вечное наслаждение в меру, на которую способна человеческая природа наша, сообразно восприятию каждого. Нам не нужно допытываться, когда, кем и каким образом построен чудный храм: этого мы постигнуть не можем. Наша цель — войти в него и наслаждаться его дарами. И Господь открыл нам Свои Божественные истины для того, чтобы мы их восприняли всей душой и чрез то получили вечное блаженство. В своей первосвященнической молитве Спаситель молился Отцу Своему Небесному: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знает Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».