Во Успении Своем нас не оставляющая Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014  
 

Во Успении Своем нас не оставляющаяПрестольный праздник Успенского Собора Киево-Печерской Лавры

28.08.2014. Свято-Успенская Киево‑Печерская Лавра молитвенно отметила престольный праздник обители. В день праздника Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском Соборе Лавры Божественную литургию возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Слово на Успение Пресвятой Богородицы Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины.


Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева Мария Свой переход от земли на Небо совершила безболезненно, без страха, с радостью. Поэтому Церковь Ее смерть называет Успением. От слова «уснуть». Пресвятая Богородица прожила на земле после Вознесения Спасителя на Небо еще около 25 лет. Матерь Божия любила ходить на те места, которые тесно связаны с подвигом Ее возлюбленного Сына и Бога, Господа Иисуса Христа. Она ходила на гроб Господень, на Елеонскую гору, куда Спаситель любил ходить для уединения в молитве.
Земная жизнь для Матери Божией была неким испытанием, потому, что Она хотела быть с Сыном Своим и Богом. И Пресвятая Дева просила и молилась Богу, чтобы Господь забрал Ее с земли к Себе на Небо. Эта молитва продолжалась почти 25 лет. Матерь Божия особенно просила об этом, когда Она посещала Елеонскую гору. И однажды, когда Она находилась на горе и молилась, явился Ей Святой Ангел Гавриил, который был Ее Ангелом-хранителем, и возвестил Ей о том, что Она через три дня будет взята на Небо. Великой радостью исполнилось сердце Пресвятой Девы Марии. Она вернулась на Сионскую Гору, в дом Иоанна Богослова, где Она жила, и возвестила об этом тем людям, которые окружали ее. Каждый христианин считал для себя величайшей честью увидеть лицо Пресвятой Девы Марии, красота Которой заключалась в том, что от Нее постоянно исходил какой-то дивный свет, такое сияние, которое люди ощущали, когда приходили к Ней. Она не говорила лишних слов, а только то, что необходимо. Причем, степенно, неспешно. Святой Дионисий Ареопагит, который был обращен ко Христу святым ­апостолом Павлом, был ученым мужем, и сподобился увидеть Лик Пресвятой Богородицы. Он пишет в письме ко святому апостолу Павлу: «Я сподобился видеть Матерь Иисуса, в Которого ты меня научил веровать. О Котором ты мне сказал, что Он есть Бог — Искупитель наш. Если бы я не знал Бога, не знал что есть на Небе наш Творец и Создатель, я, видя Лицо Божией Матери, почитал бы Ее за Божество».
Когда Пресвятая Дева Мария пришла с Елеонской Горы, то Лицо Ее сияло больше, чем обычно. Она принесла с Собой масличную ветвь, которую Ей дал Святой Архангел Гавриил, возвестив, что Она через три дня перейдет на Небо. Люди, услыхав эту весть, начали скорбеть и плакать, но Матерь Божия просила их не делать этого потому, что это было Ее самое горячее и великое желание.
Пресвятая Дева Мария просила у Бога возможности увидеть святых апостолов перед Ее Успением. И на третий день, когда Она готовила Себя к переходу от земли на Небо, послышался шум как от сильного ветра и вдруг появились все апостолы в доме Иоанна Богослова. Увидев друг друга, они спрашивали: «Что случилось, для чего-то нас Господь собрал?» И когда они зашли в горницу, где находилась Пресвятая Дева Мария, они поняли, что прибыли для того, чтобы проводить в последний путь Царицу Неба и Земли.
Пресвятая Дева Мария особенно молилась в эти дни и просила, чтобы Господь избавил Ее от воздушных мытарств, то есть от тех испытаний, которые душа человека, разлучаясь с телом, должна перейти. Многие из нас знают, а некоторые не знают об этом, но никто этого избежать не может. Это истязание за все дела человеческие. Демоны обступают душу и начинают клеветать на нее, говорить неправду перед Богом. И Пресвятая Дева просила, чтобы Спаситель избавил ее от этого испытания, чтобы Она не видела темных духов после Своего отшествия из тела.
Когда Пресвятая Дева молилась, все увидели, что кровля дома открылась и на Ее Лик снизошел обильный светлый луч. Увидели Спасителя, окруженного святыми ангелами праведниками и пророками, которые предвозвещали Рождество Его от Девы. Пресвятая Дева привстала, поклонилась Спасителю и сказала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася Дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:46). И Спаситель взял Душу Пресвятой Девы Марии и с честью вознес Ее на Небо.
Святые апостолы, видевшие это, и плакали, и радовались, и благодарили Бога, и скорбели, потому, что видя Божию Матерь, они живо воспоминали Ее Возлюбленного Сына — Господа своего.
По завещанию Пресвятой Девы, Тело Ее должно было быть погребено в Гефсимании.
Погребальная процессия с одром, на котором лежало тело Девы Марии, направившись в Гефсиманию, представляла собой торжественное шествие. Светлое облако постоянно шло над Телом Божией Матери.
Иудеи, ненавидевшие Христа, собрались, чтобы разогнать это торжественное шествие, но облако стало между разъяренной толпой и теми, кто сопровождал Тело. И злобная толпа ничего не смогла сделать. Один иудей по имени Афоний шел навстречу этой процессии, и, узнав, что это такое, пришел в сильную ярость и кинулся, чтобы опрокинуть Тело Божией Матери. Но Ангел невидимым мечем отсек ему руки. Часть рук, которыми он взялся за гроб, остались висеть на гробе, а он упал в болях и муках, и осознав свой грех, начал каяться в содеянном. Апостол Петр сказал ему, что он может покаяться, попросить у Божией Матери прощения, чтобы Она вымолила милость Божию для него. И Афоний обратился к Божией Матери с исповеданием своей злобной гордыни и нежелания смириться перед Премудростью Божией. Когда он велегласно это исповедал, апостол Петр сказал, чтобы Афоний приложил руки к отсеченным частям. Руки срослись, и осталась только красная нить на том месте, где их поразил духовный меч гнева Божия. Афоний присоединился к погребальной процессии и вместе со всеми славил Бога.
Тело Божией было положено в Гефсимании, в гробнице, высеченной в камне. Вход был закрыт каменной плитой. Никто не уходил с этого места. Люди настолько хорошо себя чувствовали, радостно и уютно, что оставались там три дня. На третий день пришел апостол Фома, который по Божию усмотрению не присутствовал на погребении Божией Матери. Он стал просить, чтобы апостолы открыли гроб и дали ему возможность последний раз посмотреть на Лик Пресвятой Девы Марии. Отвалили камень, но тела там не было, а были только погребальные пелены, от которых исходило благоухание и дивное сияние. Вечером, когда апостолы, совершая трапезу, вознесли часть хлеба в честь Спасителя, прославляя Святою Троицу, они увидели на Небе Божию Матерь и поняли, что Спаситель взял на Небо и Ее Тело.
Сбылось написанное в псалме: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея» (Пс. 131:8). Господь воскрес в покой и забрал Кивот Своей святыни — тот Кивот, в котором Он обитал.
Господь открыл апостолам, а апостолы возвестили миру о том, что Тело Божией Матери Спаситель на третий день взял на Небо. Но Матерь Божия, когда они увидели Ее на Небе, сказала им: «Я с вами во все дни». Это обетование Божией Матери утешило христиан. И вся история христианской жизни свидетельствует о том, что Божия Матерь всегда находится среди тех, кто страждет, кто мучается, кто терпит, кто обращается к Ней за молитвенной помощью.
Есть одно удивительное свойство святого человека.
Святая Дева Мария именуется Церковью «Честнейшею Херувимов, и славнейшею без сравнения Серафимов». То есть, Она выше всех Небесных Сил безплотных. И, казалось бы, что Ей нечего бояться воздушных мытарств, и молиться, чтобы Спаситель избавил Ее участи видеть темных духов после Своей кончины. Она была Святая, Она была очищена благодатью Божией настолько, что стала достойной быть вместилищем Невместимого Бога. Но, когда человек живет правильно духовно, достигает степеней святости, то даже достигая самых высоких степеней, они никогда не надеется на свою святость потому, что он ее воспринимает как Божий дар. Ту благодать, которую от Бога получает человек за свою благочестивую жизнь, он принимает как дар Божий. Этот дар за гордыню, за самонадеянность, забирается у человека. Человек, и грешный, и святой — мы все являемся ничтожеством. Если человек велик, то он велик потому, что имеет в себе великую Божественную благодать. Если мы малые, то мы малые потому, что у нас мало Божией благодати. А все мы — ничто. Поэтому, Пресвятая Дева Мария и нам дает урок, чтобы мы, даже если что-то сделаем доброе и светлое, не надеялись на свои дела, потому, что это — наша обязанность, делать добро. Для этого мы получили все от Бога: и физическую силу, и умственные дарования, и духовные способности. Их мы должны употреблять на делание добра. Сделав, исполнив это, мы должны сказать: «Мы рабы неключимые» (Лк. 17:10), то есть ничего не стоящие, сделавшие то, что должны были сделать. Пусть Господь молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно Девы Марии помогает нам в нашей жизни исправлять себя самих, искать мира с Богом. Через мир с Богом люди примиряются друг с другом. Если нет мира с Богом, то мы не можем примириться один с другим. Пусть Господь помогает нам идти путем смирения, чтобы в тот час, когда каждый из нас должен будет перейти от земли на Небо, мы смогли получить от Бога милость быть оправданными на Суде и получить часть со святыми на Небе, которые сегодня вместе со Святой Девой Марией прославляют Единого в Троице Безначального Отца со Единородным Его Сыном, со Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки. Аминь.
Текст набран по видеозаписи на Официальном сайте УПЦ.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Двунадесятый праздник Успение Пресвятой Богородицы
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы




  •  
      Просмотрено: 801 раз Просмотров: 801 автор: and 24 сентября 2014 Напечатать Комментарии (0)