С Иисусовой молитвой вокруг Харькова Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 9 (232) сентябрь 2013  
 

С Иисусовой молитвой вокруг ХарьковаКрестный ход, посвященный 1025-летию Крещения Руси и 20-летию прославления новомучеников Слобожанских, прошел в сентябре  вокруг Харькова.

14 сентября 2013 года по благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия начался первый этап крестного хода, приуроченный 1025-летию Крещения Киевской Руси и 20-летию прославления новомучеников Слобожанского края. Маршрут крестного хода был рассчитан на то, чтобы за четыре выходных дня  — 14, 15 и  21, 22 сентября обойти столицу Слобожанского края с чтимыми списками Озерянской и Песчанской иконами Божией Матери, иконой Благоверного князя Владимира и иконой прославленных Новомучеников и Исповедников слободской земли.  Крестный ход начался с общего молебна у новопостроенного храма царицы Тамары, что в Пятихатках. Проходил по окружной дороге и обогнул весь Харьков. Протяженность маршрута составила более 80 км. Каждый этап начинался с молебна у очередного поклонного креста. В крестном ходе принимали участие священнослужители Харьковской епархии и жители города.

История возникновения крестных ходов

С Иисусовой молитвой вокруг ХарьковаНа Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в  помощь небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична. Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр.  Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба.
В дальнейшем всякое выдающееся событие ознаменовывалось крестными ходами: государственные события, основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества — всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы. Не раз Москва была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными ходами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери, Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата.
Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери и осажденный город устоял. А если вспомнить, в какие годы гонений на веру происходили эти события, то удивляешься мужеству тех людей, которые участвовали в этом крестном ходе, зная, что завтра за это можно поплатиться свободой, а то и жизнью.

Крестные ходы с Озерянской иконой Божией Матери

С Иисусовой молитвой вокруг ХарьковаДуховная жизнь нашего слобожанского края до революции была многогранна и наполнена. Достаточно сказать, что только монастырей и скитов (пустыней) в Харьковской епархии в разное время насчитывалось до 18 (!), не считая храмов в самом городе и округе.
История участия Озерянской чудотворной иконы Божией Матери в крестных ходах, начинается с Высочайшей резолюции Синода РПЦ от 16 октября 1843 года — в Харькове учреждалось два новых крестных хода. Первый следовало проводить 13 октября (по новому стилю) — икону Озерянской Божией Матери несли крестным ходом из Куряжского монастыря в Покровский мужской монастырь к престольному празднику и 14 октября Покровский монастырь праздновал свой храмовый праздник. А второй крестный ход проходил 5 мая. Икона возвращалась в Куряж, потому что 6 мая праздновался храмовый праздник в Куряже. До  выхода резолюции Озерянская икона Божией Матери находилась в Куряжском монастыре постоянно до 1844 года.

Крестный ход — «Духовная стрела»

С Иисусовой молитвой вокруг ХарьковаКрестный ход — это молитва особого рода, когда человек посвящает Богу не только ум и сердце, но и все свои физические силы. Строится крестный ход по принципу «духовной стрелы». Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света, или запрестольный крест. Далее несут образ Божией Матери и другие святыни. Потом двумя рядами попарно идут хоругвеносцы и свещеносцы со свечами в больших церковных подсвечниках, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Священники несут святые иконы, напрестольные кресты. Последняя пара священников несет Евангелие. Далее следуют хор и миряне. Во время шествия непрестанно читается и поется Иисусова молитва.
Обычно крестный ход совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у хра­­-
мов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали  важность и великую его духовную силу. Святой Симеон Солунский вот как писал о важности крестных ходов: «На путях и перекрестках творим молитвы для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив нам Тот, Кто воплотился для нас и принял зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы святых Его, чисто жительствовавших на земле, Кто будучи Бог во плоти, ходил некогда для нас по земле и распялся для спасения нашего».

Возрождение духовных традиций Слобожанщины

Возрождение традиции крестных ходов на Слобожанщине имеет огромное значение, как для города Харькова, так и для людей, в нем живущих.
Крестный ход, прошедший в сентябре этого года вокруг Харькова, не первый. Возрождение традиции началось в 2006 году по инициативе и благословению ныне почившего высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского.  В 2008 году международный крестный ход «Под звездой Богородицы», прошедший и через Харьковскую область, активизировал возрождение традиции крестных ходов. Были поставлены и освящены поклонные кресты вокруг Харькова. Многие, поучаствовавшие в этом крестном ходе люди, получили духовную пользу и хотели участвовать снова.
Поэтому, сегодня, стоит отметить, что крестный ход вокруг Харькова становится все более популярным. Всё больше людей принимают участие в торжественном шествии, принося пользу городу, всем окружающим и душам самих молящихся крестоходцев!
Молебном у поклонного креста на Белгородском шоссе завершился крестный ход вокруг Харькова
22 сентября завершился четвертый этап крестного хода, посвященного 1025-летию Крещения Киевской Руси и 20-летию прославления новомучеников Слобожанского края.
Вместе со священнослужителями и верующими в крестном ходе принимали участие студенты Харьковской духовной семинарии.
По благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия по завершении крестного хода и молебна у поклонного креста на Белгородском шоссе со словами поздравления и благодарности к участникам обратился протоиерей Александр Заика.
Завершившийся крестный ход вокруг Харькова стал четвертым по счету за последние годы. Участники крестного хода за четыре этапа преодолевают восьмидесятикилометровый маршрут. На протяжении пути верующие несут святые иконы и совершают молитвы.
Необходимо отметить организованную работу сотрудников милиции, Госавтоинспекции, скорой медицинской помощи, которые создали благоприятные условия для проведения крестного хода.
Иерей Сергий Белянов.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Крестный ход с Озерянской иконой
  • Крестный ход вокруг Харькова
  • Вокруг Харькова прошел третий ежегодный крестный ход
  • В районном центре состоялся Богородичный Крестный ход
  • Сентябрьские звёзды Богородицы Озерянской




  •  
      Просмотрено: 1168 раз Просмотров: 1168 автор: and 23 октября 2013 Напечатать Комментарии (0)