Православное понимание Таинства брака и… расторжение брака Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 9 (232) сентябрь 2013  
 
В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.
Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту.
Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.
Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть — значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…
Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок — претворяет воду в вино.
Вспомним слова апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.
Сам Христос говорил нам об этом: итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Брак — это навсегда. Единство мужа и жены — это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Одна плоть — по древневрейски басар — означает одно существо, один человек. Святитель Иоанн Златоуст уподоблял брак единству, существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога».
Причины для развода
Итак, по замыслу Божию супружество — это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете, в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное. Но Спаситель говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию человеческому, как исключительная, крайняя, мера, и уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода — супружеская неверность — но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.
Апостол Павел добавляет еще одну причину — неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины. Возьмем первый случай — супружескую неверность. Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад?..
Мириться же с беззаконием, закрывать на него глаза — значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.
Неверующая половина… Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.
Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак?.. Ведь брак — это единство. А тут единства нет. И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.
Православная Церковь допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.
Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.
Одна из них — алкоголизм и наркомания. Сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…
Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?
Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?
Поместный собор 1917–1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также: отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.
Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году, где указывается: «В настоящее время этот перечень (принятый Собором 1917–1918 г.)… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».
Если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».
Милость Божия и Его благодать до пребудет со всеми нами!
Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.
Священник
Константин Пархоменко
«Азбука веры». http://azbyka.ru
 
 
 
Другие новости по теме:

  • «Гражданский брак»
  • О браке и семейной жизни...
  • Благоверный князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы
  • Гендер — бунт против Творца
  • «Люта, как преисподняя, ревность...»




  •  
      Просмотрено: 778 раз Просмотров: 778 автор: and 23 октября 2013 Напечатать Комментарии (0)