О сквернословии Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 9 (232) сентябрь 2013  
 
«Крайнее окаменение, омертвение и нечувствительность заключаются в том, что кто-либо имеет смертельную рану, но не ощущает болезни...»
Святитель Димитрий Ростовский


Человеку свойственно быстрое привыкание ко греху, причём до такой степени, что он может и вовсе перестать замечать его. В связи с этим хотелось бы поговорить о таком недостойном звания человека явлении, как сквернословие.
Вызывает особую печаль то, что оно становится всё более распространенным и даже больше — оно становится привычным способом общения, как среди взрослых, так и среди детей, причем с самых юных лет. Многие настолько привыкли к нецензурным словам, что им представляется даже непривычным говорить по-другому! Без сквернословия они оказываются неспособными выразить свою мысль! А употребляя бранную речь в общественных местах и в семье, не испытывают никакого стеснения! Вот какое нечувствие ко греху!
Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, эти гнилые слова становятся частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные! Всё это является признаком особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми.
Мало того, что почти на каждом шагу слышится сквернословие, как часто приходится видеть скверные слова, написанные на стенах домов и заборов.

А какой это тяжкий грех!

Сквернословие происходит от слова «скверна», что означает всё гнусное, противное и отвратительное. Вот куда мы впали, отдавшись во власть бранных слов! Корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Скверной бранью либо пугали демона, либо призывали его, демонстрируя свою готовность к единению с ним. Таким образом, бранные слова являлись языком общения с демоническими силами. Такими они и остались. Не случайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальный означает адский, из преисподней.
Апостол Павел пишет: «Сквернословцы Царства Божия не наследуют». Кажется, одних этих слов достаточно, чтобы судить о тяжести этого греха.
Через сквернословие прежде всего мы оскверняем уста, данные нам от Бога и при Крещении в Таинстве Миропомазания, помазанные Святым Миром для того, чтобы говорить ими полезное. Вот почему апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе». Ведь этими же устами мы прикладываемся к святым иконам, Кресту, Евангелию, и больше — можем Причащаться Святых Христовых Тайн. Не похоже ли это на то, как если мы сначала вымыли бы руки, а потом чистыми руками стали копаться в грязи?!
Привычка к сквернословию оказывает влияние на весь нравственный облик человека, способствуя его духовному и нравственному разложению. Злоречие ожесточает человека, засоряет его сознание, огрубляет чувства и желания. На практике доказано, например, что тот, кто легко позволяет себе нечистую, бранную речь, легче решается и на нечистые дела. Раз услышанное слово живёт в нас до конца жизни. Вот так из поколения в поколения вырождается нравственность народа.
При сквернословии часто употребляется слово «мать». А ведь это священное слово! Под ним подразумевается и наша родная мать, и Пресвятая Богородица, и наша Святая Православная Церковь, и наша земля, наша Родина. Поэтому не случайно во многих душеспасительных книгах написано, что Пречистая Богородица отнимает Свой покров от человека, употребляющего бранные слова.
Сквернословием мы посрамляем наш родной русский язык — этот великий дар Божий, язык редкой красоты, богатства и выразительности. Мы попираем достоинство нашего народа и собственное достоинство наше. Человек, созданный по образу и подобию Божию, добровольно и легкомысленно сам себя унижает до такого ужасного состояния.
Особая ответственность за этот грех лежит на взрослых, которые своей бранной речью оскверняют слух окружающих и, что самое страшное, заражают этим злом детей. А что сказано в Евангелии о таких людях? — «Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит!» А мы зачастую и не замечаем, что каким-либо своим поведением вводим в соблазн окружающих, смущаем их, разрушаем чистые сердца! Забываем и о том, что за всё это дадим ответ перед Богом!
В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том, насколько ужасно сквернословие — за него строго наказывали.
При благочестивых царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.
На первый взгляд грех сквернословия кажется гораздо менее тяжким, нежели некоторые. Однако будем помнить, что сквернословие — начало пути к ещё большему злу! Не было бы больших грехов, если бы ранее не были совершены менее значительные. Более того, смертным грехом, то есть ведущим душу к духовной смерти, может быть любой грех, сознательно совершаемый и нераскаянный.
Протодиакон Роман Поликопа

Медики о сквернословии

Ученые медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность — вот основная причина, как психической, так и физической патологии.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Христианство и жизнь
  • Церковь не перестает называть блуд грехом
  • Жизнь нам дана не на печаль, а на радость
  • «Гражданский брак»
  • «Вкушать смирение…»




  •  
      Просмотрено: 1504 раз Просмотров: 1504 автор: and 6 ноября 2013 Напечатать Комментарии (0)