Как удержать человека от самоубийства Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 9 (244) сентябрь 2014  
 
Как удержать человека от самоубийстваПроблема суицида как никогда остра именно в наше время. Сегодня развитые страны выходят в мировые лидеры (и каким неуместным кажется слово лидер в таком контексте) по числу самоубийств.

Знание того смертна душа или бессмертна, касается целой жизни
Блез Паскаль

Если у корабля неправильная цель

Чтобы предупредить суицид у человека, который рано или поздно столкнется с кризисом, надо дать человеку надежнейшие убеждения и ценности. Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления кризисов, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали экзистенциальные объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани. Современные философские течения, напротив, дав ложные и ограниченные цели, ничего для преодоления тяжелых кризисов предложить не смогли.
Гедонизм и культ потребительства, господствующий сейчас, не только ничего не предлагает, но и активно провоцирует суициды, патологические зависимости и т. п. Если у корабля неправильная цель и отсутствуют приборы навигации, то он непременно попадет в катастрофу.
Родителям, которые приводят ко мне ребёнка в состоянии кризиса, я задаю вопрос, который услышал в лекции профессора А. И. Осипова: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой?» Вспоминают про спальник, спички, котелки… И никто не говорит — «карту и компас».
Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни. Особенно важно дать смысл жизни, без которого жизнь не будет сознательной, а будет стихийной. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из леса.

Дать ориентир — выйти из леса

Именно ориентир дает возможность и осмысленного преодоления кризисной ситуации. Но если человек так заблудился, что у него нет правильных целей, он не понимает сам себя, не осознает настоящей, а не выдуманной реальности — такому практически невозможно выйти из больших трудностей, в которые он попал.
Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла. Ведь «где сокровище ваше. там будет и сердце ваше». И получается жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик… И тогда всё равно, как помереть — в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

Берем от жизни все?

Относительно нашей жизни можно привести следующее сравнение. Человек приходит в школу — учиться. Не получать удовольствие, бегая с ребятами, сооружая снежную бабу, поедая бутерброды (хотя это тоже нужно, но не это является главным в обучении). Настоящее обучение всегда связано с определенным страданием и лишением. Человек вынужден сидеть на положенном месте, учительница задает задания, которые надо выполнять, ученик тратит время, ограничивает себя во многом. Человек учится, чтобы потом получить достойный результат, диплом в соответствии с качеством обучения, достойную работу. Но если человек не знает, не верит в то, что после выпуска что-то с ним ещё будет, в этом случае его труд, его просиживание штанов, его самоограничения во время учебы действительно не объяснимы! В этом случае получается, что никакого смысла в его обучении нету — учиться для того, чтобы просто пострадать, напрячься, закончить школу и уйти в темноту, в пустоту…
В этом случае, вместо сосредоточенной учёбы, естественней заняться потребительством, игрой, пикниками, что сейчас людям и предлагается со всех сторон: «Бери от жизни все», «Один раз живем». Ведь человеку непонятен смысл его «обучения» в школе Жизни. Непонятен и смысл страданий, лишений, которые он при этом терпит. Жизнь это школа, а не пикник — с этим согласны все религии. Но с этим не согласны атеисты, люди, не думающие о смысле, гедонисты и потребители. У них сегодня это вызывает непонимание и протест. Люди не хотят страданий, а жизнь ими полна и, сталкиваясь с ними, люди безоружны и ничего не могут понять… Их ложный смысл разрушается, а взамен они ничего принять не могут. И разрешить ситуацию им не удается, но находится, на их взгляд, легкий способ выхода…
Если человек видит, что его обучение связано со страданиями, он может сказать: ах, здесь так неприятно, лучше сразу уйти из школы в другой мир. Но что может встретить такого человека за порогом? Он не хотел учиться, не сдал своего экзамена, ушёл до окончания обучения, плюнул на Учителя, не захотел трудиться. Такому человеку не полагается диплома, да и вообще ничего хорошего. Он сам отказался от будущего. И сделал его невыносимым.
Здесь есть и наша вина. Мы, православные, знаем, что святые отцы и великие старцы говорили, что в этом мире мы не должны быть привязаны ни к чему (власть, деньги, статус и. т.п.), что жизнь дается нам для обучения души, а не для бесконечных удовольствий, что нам важнее то, что ждёт за смертным порогом. А об этом говорится очень мало, даже в Церкви.
В результате неудовлетворенные «обделённые» люди, не хотят жить от всего, чего угодно — от отсутствия машины до отсутствия расположения какой-нибудь девушки.

Болит душа!

Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Когда приходят пациенты с суицидальными мыслями, они жалуются, что болит душа, а не тело. И я говорю: как же ты хочешь избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Эта банальная логика действует на многих достаточно отрезвляюще. А религиозная платформа позволяет ещё шире смотреть на вещи и понимать истинную цель, брать дополнительный ресурс для преодоления этой ситуации. Поняв то, что сознание переходит границу смерти, что пустоты после смерти нет — человек не станет совершать суицид, потому что тогда это бессмысленно. (Если не считать случаи психических заболеваний, которые надо рассматривать в отдельной статье).
Не каждое кризисное состояние приводит к суицидальным мыслям. Но каждый суицид это последствие кризисного состояния души.
Что мы можем противопоставить безысходности?
По словам психолога Михаила Игоревича Хасьминского, чтобы помочь человеку преодолеть кризис, надо, прежде всего, самому быть духовно и мировоззренчески, интеллектуально подготовленным. Нужно иметь опыт, который достойно противостоит потребительским стереотипам, эгоцентризму, безответственности. Кроме того, человеку который находится в кризисе, необходимо искреннее понимание и участие. Хотя надо быть готовым к тому, что человек в этом состоянии может быть и закрыт, и не идти на контакт. Его состояние не следует примерять на себя, погружаться в безысходность с ним. Первое дело — попытаться понять его, поговорить так, чтобы он чувствовал участие, но не давление. Иногда даже этого хватает.

Где смысл?

Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос — «зачем, какой смысл в этом»? Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.
Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает — зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней.

Расшатать испорченную опору

Чтобы человека сдвинуть с этой позиции, надо расшатать стереотипы, на которые он опирается. Его стереотипы, которые завели в тупик до такой степени, что он думает о суициде.
Стереотип поведения образуется с детства: на какой-то стимул выдается определенная реакция. Реакция закрепляется, получается психологический рефлекс. Показывают в рекламе дорого одетую особу и сами же озвучивают: «О, как хорошо!». А у человека от многократного и повсеместного повторения образуется, например, рефлекс: дорого одеться — это хорошо. Почему хорошо, для кого хорошо — человек не задумывается. Такое отношение летит со всех сторон, и многие люди впитывают его как губки. Когда в душе человеку не на что опереться, ему «сгодится» любой суррогат. Если я понимаю, зачем живу, что я делаю, я уверенно себя чувствую и мне не нужны эти тряпки, эти суррогаты…
Вот такие и тому подобные жизненные стереотипы расшатываются посредством вопросов. Вот, допустим, человек воспитывался и рос с убеждением, что Бога нет. К нему возникает вопрос: «А откуда у Вас такие знания? Докажите, пожалуйста, так, чтоб и нам убедиться». Это «раскачивает» человека, он напрягает мозги и начинает думать над тем, что бы ответить, чтобы вести разговор, а, следовательно, он начинает смотреть шире.
Хасьминский Михаил Игоревич — специалист православного кризисного центра при Патриаршем Подворье — храме Воскресения Христова на Семеновской.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Уврачевание раскола возможно только по церковным канонам, считает Предстоят ...
  • Святейший Патриарх Кирилл. Поприще Великого Поста
  • Жизнь нам дана не на печаль, а на радость
  • Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой
  • ЛЕЧИМ С МОЛИТВОЙ




  •  
      Просмотрено: 1217 раз Просмотров: 1217 автор: and 29 октября 2014 Напечатать Комментарии (0)