Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Эта молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва — самая главная молитва для всех.
Отче наш, Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы или прошения. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами и который мы называем небом. Да святится имя Твое — то есть помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
«Послушайте наставления и будьте мудры...» (Притч. 8,33)
Некоторый подвижник, заботившийся о снискании смиренномудрия, был отвлекаем духом злобы, дьяволом, который похвалами старался возбудить в нем гордые помыслы. Подвижник, чтобы разрушить коварство дьявола, придумал средство самое благочестивое и надежное: он на стене своей кельи написал имена главнейших и важнейших добродетелей, как то: любви, смирения, целомудрия и др. С этого времени, как только им начинал овладевать дух гордости и самомнения, он всегда говорил ему: «Пойдем на суд». Затем подходил к стене и, читая названия написанных добродетелей, говорил сам себе: «Доколе ты не приобретешь сих добродетелей, дотоле далек еще будешь от Бога». (Лествица Духовная, степ. 25)
ГРЕХИ СТРАШНЕЕ СМЕРТИ
Почему мы боимся смерти? Потому, что не живем благочестиво и не имеем чистой совести...
13 марта, утром, на 85 году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу протоиерей Дмитрий Акилович Пушкарь, отдавший почти сорок лет жизни на служение Святой Церкви в священном сане. Родился Дмитрий Пушкарь 7 ноября 1928 г. в с. Писаревка Золочевского р-на Харьковской области в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы, Харьковское ремесленное училище № 1. В годы оккупации немецко-фашистскими войсками Украины с родителями проживал в селе. После войны 25 лет работал на предприятиях г. Харькова. В это время регулярно посещал богослужения в православных храмах. 8 марта 1973 г. за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова епископом Можайским Николаем Дмитрий Пушкарь был рукоположен в сан диакона. 1 апреля за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом рукоположен в иерейский сан. С 1973 г. по 2004 г. отец Дмитрий Пушкарь нес служение на приходах Харьковской епархии, заочно окончил Московскую Духовную Семинарию. Со стороны священноначалия отец Дмитрий заслужил положительную оценку, благодаря прилежному и добросовестному отношению к своим пастырским обязанностям, пользовался особой любовью у верующих. С 2004 года протоиерей Дмитрий Пушкарь согласно собственному прошению был почислен на покой с благодарностью за пастырские труды. В период пребывания на покое отец Дмитрий находился под попечительством Александро-Невской религиозной общины г. Харькова. Также некоторое время он исполнял обязанности духовника в Спасо-Ефросиниевском женском монастыре г. Полоцк (Белоруссия). Отпевание новопреставленного протоирея Дмитрия Пушкаря по благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия состоялось 15 марта в Александро-Невском храме г. Харькова. Отец Дмитрий был похоронен на 3-м Харьковском городском кладбище. Со святыми упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего. Вечная память!
Передчуття православного народу про закінчення війни в 1945 році, — як пророцтво від Бога.
Як уже повідомлялося в минулому номері, стартувала Всеукраїнська естафета пам’яті «Слава визволителям України». Стаття прот. Володимира Швеця «Пам’ять про війну буде жити в серцях людей» знайшла відгук у серцях наших читачів, і в редакцію прийшов лист від старшого науковця Харківського Університету ім. Каразіна, викладача Харківської духовної семінарії Золотарьова Володимира Павловича. У своєму листі автор, як живий свідок тих подій, а їх майже вже немає нікого в живих, зворушливо й емоційно описує невимовну радість харків’ян, що вижили в тій страшній війні й дочекалися Великої Перемоги.
В 1945 році Пасха була пізньою, в таких числах, як в цьому 2013 році. Народ з нетерпінням чекав закінчення страшної, довжелезної війни, яка тяглася понад чотири роки. Найжахливіше було дітям, які залишились без батьків, проте було дуже важко усім.
Нам, чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое — болезнь, каковы ее причины и что, собственно, болит? Господь сотворил человека по образу Своему и по подобию — то есть, Святой Троицы, и человеческое естество — трехсоставное. Человек состоит из тела, души и духа. До грехопадения человека эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух. Только в крещеном человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщенных начал. Плотский человек все человеческие проявления видит только плотским зрением. Человек духовный пытается уже найти причину в духовном, он с большей высоты, с большего расстояния видит предметы и явления и рассматривает их объемно.
По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Свое название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Князь Ярослав‑Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского. Вскоре в Костроме им была построена церковь Феодора Стратилата и основан Феодоровский монастырь близ Городца. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
В среду, 21 марта в нашем храме Софии — Премудрости Божией г. Харькова совершалось Таинство Елеосвящения (или Маслособорования). Это Таинство совершили настоятель нашего храма протоиерей Андрей Павлюк, протоиерей Валерий Рудась и протоиерей Дмитрий Довженко. Елеосвящение — Таинство, при котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные. Человек, над которым совершается Таинство, должен исповедовать православную веру, прежде елеосвящения приготовляется к Таинству покаянием и исповедью и после или прежде Елеосвящения приобщается Святых Таин. Таинство Елеосвящения, как врачевство, может быть повторяемо. Основание этого Таинства лежит в апостольских словах святого славного и всехвального апостола Иакова, первого архиерея Иерусалимского, брата Божия в его Соборном Послании — Иак. (5,14,15).
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. В Богослужении четвертой Недели Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству, по лествице очищения души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. В четверг пятой седмицы на утрени читают весь Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V-VI в.), из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась безплотным ангелам. Это богослужение поэтому и называется Марииным (или реже Андреевым) стоянием. В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист Божией Матери. В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую. Суббота шестой седмицы называется Лазаревой субботой. В этот день Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря. Шестая Неделя — Неделя ваий, или Вербное воскресенье, — посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. В пятницу седмицы ваий заканчивается пост св. Четыредесятницы. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди — так радостно воспевает Святая Церковь сегодняшний праздник, который называется Торжеством Православия. Он называется так потому, что сегодня мы прославляем нашу Святую Соборную и Апостольскую Церковь за то, что она неповрежденно от апостольских времен до наших дней сохранила святую православную веру. Православная Церковь — это единственная путеводительница к вечной жизни. Она своим участием в Таинствах во всей полноте сохранила Божественные истины, принесенные Сыном Божиим на землю. Основывая Церковь, Господь дал Свое непреложное обетование: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (ср.: Мф. 16, 18). Со дня основания Церкви и до настоящего времени ад стремился и стремится победить ее. Вначале открыли гонение иудеи со своими первосвященниками и синедрионом. Потом обрушились язычники вместе с римским государством. Три века лилась кровь мучеников… Но ад захотел поколебать Церковь и тогда, когда христиане получили свободу вероисповедания. Восстали разные ереси, которые старались разделить единое тело Церкви. Одной из таких страшных ересей было иконоборчество. Победу именно над этой ересью Святая Церковь с благодарностью Богу празднует сегодня. Что мы получили от этой победы? Очевидно и ясно для всякого, кто чувствует, во что превратился бы наш православный храм, если бы из него вынесли крест, иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих. Насколько бы он опустел, стал холоден, как померкло бы сразу все, что его наполняет, содержит и освящает… Потому будем хранить нашу веру, не распыляться, не страшиться, но безбоязненно исповедовать ее, не слушать разных сектантов, помня, что Святое Православие — вера апостольская, вера отеческая, вера спасительная.
Архимандрит Илия (Рейзмир) • Подготовил протоиерей Владимир Швец •