Великомученик Феодор Тирон («тирон» — молодой воин, новобранец) пострадал в 306 году. Он отказался вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину. Прошло лишь 6 лет после его смерти — и христианство стало дозволенной и негонимой религией. Когда же в 361 году к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, он решил надругаться над христианами и приказал окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках столицы. Это распоряжение было приурочено к первой неделе Великого поста, когда христиане особенно стремятся благоговейно блюсти пост. Нечестивый император рассчитал, что христиане употребят в пищу эти продукты, то есть невольно принесут жертву языческим богам. Однако в самый день памяти святого Феодора великомученик чудесным образом предстал архиепископу Константинопольскому и предупредил об умысле императора. Святой повелел передать всем постящимся, чтобы сварили пшеницу из домашних запасов и сдобрили ее медом. Так верующий народ избег поругания. Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого поста, а на Руси в древности всю эту седмицу даже называли Федоровой неделей. В пятницу по окончании Литургии Преждеосвященных Даров служат благодарственный молебен святому Феодору Тирону, а затем читаются особые молитвы на благословение колива (вареных злаков с медом). Принесенное верующими из дома и освященное, оно затем снова относится верующими по домам и благоговейно употребляется за домашней трапезой в знак верности установлениям Церкви и хранения поста.
Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов.
В Успенском соборе в Харькове состоялся концерт праздничного архиерейского хора Александро-Невской лавры под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Валерия Рязанова. Это выступление стало первым в рамках гастрольного турне коллектива по городам Украины. В течение десяти дней он посетит с выступлениями Изюм, Полтаву, Киев, Винницу и Почаев.
Гастрольный тур приурочен к празднованию 300‑летнего юбилея Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 400‑летию дома Романовых, 1025‑летию Крещения Руси. Хор был создан совсем недавно — в 2010 г. — по инициативе епископа Выборгского Назария (Лавриненко), наместника Троицкой Александро-Невской лавры, в рамках подготовки к 300‑летнему юбилею знаменитого монастыря, созданного императором Петром I. Основными задачами коллектива стали возрождение церковно-певческих традиций Невской обители, поиск малоизвестных песнопений и введение их в празднично-концертную практику, расширение репертуара и гастрольной деятельности. Концерт вел регент и художественный руководитель хора В. Рязанов. Его теплые, просветительские и в то же время воодушевленные комментарии создали в зале весьма доверительную атмосферу. Регент начал с того, что пообещал публике представить в течение вечера явленные в песнопениях «страницы нашей истории; нашей — это значит и вашей, ибо история у нас одна».
Поминать человека, поминать его за его добрые дела земные — святое правило каждого христианина. Но не всегда так бывает, как гласит это правило. Так случилось и в селе Знаменка (некогда Иваны), что в Нововодолажском районе.
В далеком уже 1771 году, братья Николай, Кирилл и Иван Дунины (графы Скржинские) построили в парке своего родового поместья церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородская). Церковь была очень красивая, сделана из отборного дерева, без применения гвоздей. Шло время, уходили из жизни строители храма и таким образом братья Николай и Кирилл нашли свое место упокоения у алтарной части храма, а вот Иван Николаевич Дунин принимал участие в перестройке храма в 1830 году, но при этом настоял на оставлении старинных куполов, он же пожертвовал средства на строительство нового иконостаса в стиле «готики», что вполне соответствовало той эпохе. В последующие годы Иван Николаевич вносил свои пожертвования на благоукрашение храма — на серебряные и золоченые ризы святых образов, хрустальные лампады и подсвечники, строительство и содержание церковно-приходской школы. В год отмены крепостного права в 1861 году Иван Николаевич Дунин скончался и будучи отпетым в родном храме, был погребен в одном ряду с братьями. До нашего времени не дошли сведения о том, чем были отмечены места погребения Дуниных, но видимо согласно христианскому обычаю, — деревянными крестами. Однако, при переходе поместья к помещикам Шидловским, которые состояли в родстве с Дуниными-Барковскими, стал вопрос об установлении памятников из черного полированого гранита с золочеными надписями, что и было сделано в один год.
Среди вопросов, которые задают читатели нашего интернет-сайта, есть и посвященные различным церковным правилам и обычаям. Не так давно на вопрос «Можно ли женщине носить мужскую одежду?» отвечал игумен Кирилл (Семенов). Прошло несколько дней, и редакция получила следующее письмо без подписи:
«На вопрос Ольги об одежде во время молитвы Вы ответили так: «Если Вы носите мужскую одежду по необходимости — что ж, носите, только в храм ходите в том, в чем прилично женщине-христианке». Интересно, а в каком месте определено, что джинсы неприличны для христианки? Юбка и брюки — это компоненты культуры, а не веры. Современная культура — это не культура Израиля две тысячи лет назад, и неудивительно, что Церковь, черпающая от древней культуры, не сможет обращаться к современному человеку на понятном ему языке. Культура никогда не сможет принять Христа, если Церковь будет ее сторониться и не принимать во внимание. Церковь, не идущая в ногу со временем, останется в прошлом. А Христос так же присутствует в культуре прошлого, как и в сегодняшней культуре. Зачем навязывать человеку то, что не имеет отношения к вере (платок, длинная юбка), зачем считать неприличным то, что вовсе не противоречит жизни во Христе (например, джинсы)? Неужели Церкви так трудно отличать то, что противоречит Евангелию, от того, что вовсе не мешает жить по-христиански?»
Ганна Ткаченко, член національної Спілки письменників України
Спеціально для газети «Харьковские Епархиальные ведомости»
Оповідання написане за правдивими життєвими матеріалами.
Початок в № 1, 2
Десять днів вони не спали. Перемагали страхи, відганяли «Бабая», яким був заляканий до смерті, намагалися не прислухатися до кроків і не чекати няню, яка битиме за те, що дитина не спить чи проситься в туалет, а то й таблетку заспокійливу змусить ковтнути, аби не заважав їй вночі. Коли він задрімає на хвилину, Наталка все одно сидить біля його ліжка та жене від себе ту настирливу думку: для чого воно тобі? Така думка несміло виглядала здалеку і невідомо куди дівалася, але у хвилини крайнього відчаю, з’являлася знову, щоб до болю гризти її душу. Часом не знаходив місця в цій раніше затишній квартирі і батько. Це був час великого випробування для них і для дитини також. Вони повинні були пройти через це, щоб стати рідними батьками і рідним сином.
16 березня з благословення архієпископа Харківського і Богодухівського Онуфрія для студентів Харківського університету культури, Харківського національного університету внутрішніх справ, напередодні Великого посту головою відділу по роботі з молоддю Харківської єпархії, настоятелем храму Різдва Христова, що в П’ятихатках м. Харкова, доктором богослов’я, протоієреєм Сергієм Скубченко проведена лекція на тему: «Великий піст в житті сучасної людини». Після лекції в храмі Харківського національного університету внутрішніх справ був відслужений Водосвятний молебень з акафістом з нагоди святкування храмового свята на честь ікони Божої Матері «Державная». На даний час триває завершальний етап робіт з переобладнання лекційного залу у домовий храм, який знаходиться на етапі свого внутрішнього обладнання. З благословення Високопреосвященнішого архієпископа Онуфрія кожного вівторка в храмі ХНУВС, настоятель Миколаївського храму м. Харкова (сел. Жихар), голова єпархіального відділу по зв’язках з військовими установами та формуваннями, протоієрей Володимир Катречко проводить молебень, говорить проповіді та відповідає на індивідуальні запитання курсантів та службовців особового складу ХНУВС.
Вечером 21 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Священномученика Александра г. Харькова. Архипастырю сослужили настоятель храма секретарь Управления Харьковской епархии протоиерей Михаил Кит, духовенство. По окончании богослужения архиепископ Онуфрий обратился к священнослужителям, верующим и отметил, что завершилось чтение Великого покаянного канона на первой седмице Святой четыредесятницы. Вместе с этим, вспоминая слова песнопения канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй», мы продолжим готовиться к Пасхе Христовой.
С 8 по 10 марта состоялся дружественный визит в Харьковскую епархию православной молодежи Крыма. На протяжении всех трех дней гостей сопровождали представители харьковского православного молодежного движения.
8 марта культурная программа для крымчан открылась посещением Свято-Успенского собора и Церковно-исторического музея Харьковской епархии. Протодьякон Максим Талалай, проводивший экскурсию, рассказал гостям много интересных фактов из истории нашего города Харькова и Харьковской епархии. Общение продолжилось встречей харьковского и крымского православных молодежных объединений в Свято-Благовещенском кафедральном соборе. На дружественном чаепитии были продемонстрированы фото- и видеоматериалы, отражающие деятельность православной молодежи Крыма и Харькова, ребята узнали друг о друге много нового. Протоиерей Федор Воскобойников вместе с гостями совершил молебен у святынь Благовещенского собора.
24 марта в неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий совершил Божественную литургию Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе. Архипастырю сослужили клирики кафедрального собора. За богослужением архиепископ Онуфрий рукоположил выпускника Харьковской Духовной Семинарии диакона Дениса Косса в сан иерея. После Святого Причастия Высокопреосвященнейший архиепископ Онуфрий совершил последование на неделю Торжества Православия, в котором прославляется истина Божественного промышления о спасении человеческого рода.