Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.
В данном документе под «ювенальной юстицией» понимается: во‑первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов; • во‑вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие.
* * *
Семейная иерархия Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» Быт 1:27–28). Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20–21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.
В конце января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве, состоялось вручение дипломов победителей VIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Второе место в возрастной группе детей до 8 лет занял рисунок «Лето красное» юной прихожанки Харьковской епархии Марии Кошелевой. По благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия ежегодно в конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» принимают участие воспитанники воскресных школ епархии. Работы детей, выполненные в той или иной степени технического совершенства, несут свет чистого, нерастленного восприятия окружающего мира.
6 февраля состоялась встреча юных воспитанников Харьковской балетной школы и учащихся Харьковской православной школы «Лествица» с заслуженным педагогом России, членом Союза писателей России, выдающимся проповедником, настоятелем Московского храма Всех Святых, протоиереем Артемием Владимировым.
Юную балерину можно различить среди сотен сверстников. Ее плавные движения, слишком правильная немного неестественная осанка и театральная мелко семенящая походка с раскинутыми носками, ее вздетый носик и ножки всегда в правильной позиции выдают юное балетное дарование. И все в этом трепетном создании молвит о грации и романтизме, стремлению к совершенству и служению высшему изяществу, умело привитым балетмейстерами и педагогами. И эти качества, похоже, уже давно прижились, дали свои побеги и, кажется, срослись с изначальной основой настолько прочно, что стали частью сущности юного дарования. И оно с трепетом и верностью служит музе балета, с младых лет трудясь и жертвуя, роняя слезы над распухшими пальчиками, прижимая еще не истоптанные пуанты и снова величаво вздевая руки ввысь в изящном па, уносящем юное создание на вершины трепетных грез и мечтаний.
И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт., 4:6,7).
Поскольку источником всякого зла выступает дух злобы поднебесной, человеконенавистник искони, отец лжи — дьявол, то бороться и побеждать его можно, как учит нас Христос — «молитвой и постом», раскаянием в грехах и принесением Богу плодов покаяния, т. е. устройством жизни каждого человека и общества в целом по Божиим заповедям. Недостаточно собрать, вооружить и обучить армию. Если эта армия не будет иметь соответствующий боевой дух, она обречена на поражение. Недаром великий полководец Александр Суворов во время боевых действий ежедневно служил в походной церкви божественную литургию. Скорби и болезни, общественные нестроения, сатанинские беззакония — все это и многое другое попущено Богом, чтобы мы опомнились. У нас уже начинают отнимать детей. Мы ропщем на них, а сами мало чего полезного можем дать им. Мы не просим у Бога духовного прозрения и научения, чтобы Господь помог нам сохранить и вырастить детей — этот дар продолжения жизни. А многие из нас этот дар жизни даже не хотят принять, убивая еще во чреве не родившихся детей. И, будучи убийцами своих же детей, мы собираемся на семинары, на акции протеста, на крестные ходы, чтобы протестовать против зла. Но если этому злу мы позволяем действовать внутри самих себя, то как же мы сможем победить его снаружи?! До тех пор, пока мы не победим свои страсти — не вырвем с корнем ростки зла: жестокости, нетерпения, честолюбия, гордыни, раздражительности, обидчивости и т. п., — то вне себя мы не в состоянии одержать победу. Дух зла будет играть нами как куклами в кукольном театре, используя наши греховные страсти. Пока мы не обратимся ко Христу с живой покаянной молитвой, наши внешние действия не будут эффективными. История Церкви свидетельствует о том, что до тех пор, пока человек или народ искренне не обратится к Богу с покаянной молитвой о помощи в преодолении греховной жизни, Господь не сменит гнев на милость. Дай Бог, чтобы мы просили Бога о прозрении наших духовных очей, чтобы видеть наши согрешения. Тогда, все то, за что мы боремся, ради чего встречаемся, будет успешно, потому что Дух Святой будет содействовать нам через Церковь Христову, которая одна в состоянии противостоять дьявольскому злу. А наши внешние действия да примет Господь как плоды нашего покаяния! Настоятель Свято-Ильинского храма пос. Высокий протоиерей Владимир Воскобойников.
Под таким названием 2 февраля 2013 года в Харькове прошел областной семинар для регионального родительского актива.
Мероприятие было организовано Харьковской областной общественной организацией «Родительский комитет» при поддержке Отдела по делам семьи Харьковской епархии УПЦ. Кстати, именно активные молодые прихожане пятидесяти четырех православных храмов Харьковской и Изюмской епархий стали основными участниками семинара, до отказа заполнивших актовый зал Харьковской духовной семинарии.
1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19–20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.
Из Доклада митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
В период с 2011 до начала 2013 года в Украинской Православной Церкви было открыто шесть новых епархий: Балтская, Вознесенская, Изюмская, Могилев‑Подольская, Ровеньковская и Феодосиевская. Было совершено 14 епископских хиротоний. Четыре епископа были почислены на покой. Скончалось два архипастыря нашей Церкви. 15 сентября 2011 года на 91‑м году жизни отошел в вечность старейший иерарх Украинской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, который пятьдесят лет прослужил Церкви в архиерейском сане. 18 февраля 2011 года скончался Преосвященный епископ Кременчугский и Лубенский Тихон. Таким образом, к настоящему времени Украинская Православная Церковь состоит из 51 епархии, в которых совершают служение 51 правящий и 22 викарных архиерея, 10 архипастырей находятся на покое. Общее количество приходов к концу 2012 года составляло 11 393, священнослужителей — 10 963, из них 10 187 священников и 776 диаконов. На территории Украины действует 219 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов и 2 312 монахинь. Количество монашествующих в священном сане — 937.
Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года.
Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2–5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2).
Архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий принял участие в Архиерейском Соборе РПЦ
31 января – 5 февраля Высокопреосвященнейший архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий в числе архипастырской делегации Украинской Православной Церкви находился в Москве, где принимал участие в праздновании четвертой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и работе Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Если живущий в Боге любит Его больше всего и радуется радостью, соответствующей сей любви, то нужно много тщательнее осмотреть, какова она, и в каком отношении к имеющим ее. И во-первых, не себя самого поставляет он причиной радости, и не потому приятен ему Бог, что благ для него. Ибо сие свойственно не тому, кто истинно любит самого Бога, но кто более любит себя самого и в том, что делает, на себя самого смотрит как на цель. Какое добро в человеке, если он не любит истинно своего благодетеля? Какая в нем правда, если высшему из вожделенных отделяет он меньшую меру любви? Какая в нем мудрость, если что-либо полагает он далее последнего конца?