Человек, живя на этой земле, порой, впадает в различного рода испытания, и, оказавшись в них, задает один вопрос — себе, Богу, ближним, священнику. И формулирует его примерно таким образом: «За что мне это все?». И дальше идет история об отношениях с родственниками, с детьми, с мужем пьющим, или с проблемами на работе. За что мне это все?
Здесь есть несколько ответов. И первый: как аукнется, так и откликнется. Действительно, народная мудрость она совершенно справедлива. Человек подходит к лесу, и кричит ау, и в ответ слышит тот же самый звук, а не какое-то ку-ку или еще что-то. Но если ты орешь на своих детей, будь спокоен: придет время, и дети будут орать тебе в ответ. Если ты бьешь своих детей, ну, подожди немножечко, детки окрепнут, и вернут тебе это с прибылью. Если у тебя нет времени на своих детей, то с чего дети найдут время для тебя, когда ты изнеможешь от старости и болезни. Что посеешь, то и пожнешь. И здесь спрашивать: за что мне это все? — совершенно бессмысленно. Это закономерность: что вложили, то и получили. Это касается не только детей. Это касается и отношения с близкими, и отношения с родными, отношения с коллегами по работе. Во всем, как бы вы хотели, чтобы относились к вам, так и вы относитесь к своему ближнему. Есть еще один аспект у этого вопроса. Задавая этот вопрос, человек думает: ну, действительно, я вроде бы ничего такого особого плохого не делал, как говорят, никого не убивал, не воровал, почему меня Бог наказал? И тогда хочется присесть рядышком с таким человеком и поговорить с ним примерно в таком ключе.
Крест — это знамя вечной жизни и он очень неприятен диаволу, потому что посредством смерти на кресте Христос прокладывает нам, дотоле тотально подчиненным закону смерти, дорогу к вечной жизни. Он первенец из мертвых (Кол. 1,18). Это и знамение наивысшей жертвенной любви, на которую не способны злые духи, поэтому крестное знамение отгоняет злых духов. Тот, кто не пользуется им, не чтит его — не имеет никакой защиты от них. Осеняя себя крестом, мы сораспинаемся вместе со Христом — как бы крестимся в Его смерть (см.: Рим. б, 3), но через приобщение к Его смерти приобщаемся и к Его Воскресению.
«Исследования, проведенные на базе лаборатории медико-биологических технологий НИИ промышленной и морской медицины, стали настоящей сенсацией. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробы и изменяет оптические свойства воды. — Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье перед трапезой имеет глубокий мистический смысл, — рассказывает «Жизни» физик Ангелина Малаховская. — За ним скрыта и практическая польза: еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит буквально каждый день. Свои исследования силы крестного знамения Ангелина Малаховская проводила по благословению Церкви почти десять лет. Была проведена большая серия экспериментов, которые многократно перепроверили, перед тем как обнародовать результаты. Они феноменальны: выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра. Сама возможность этих исследований для Ангелины Малаховской и ее коллег-петербуржцев стала чудом — они не финансировались, не входили в тематику НИИ. Но православные ученые выполнили огромнейший объем работ безвозмездно — лишь для того, чтобы дать людям возможность ощутить и увидеть целительную силу Бога.
Стихотворение Митрополита Никодима, написанное к святым пасхальным дням.
Светозарные дни, наконец, наступили в апреле, И Природа стремится предстать перед нами во всей красоте: Чтобы буйно сады расцвели, птицы радостно пели, Чтобы и мысли свои, и дела содержали мы все в чистоте.
С благодарностью в сердце к Всевышнему — вновь вспоминаем, Как за нас пострадал на Кресте, чтоб спасти нас, Сын Божий Христос. И мы молим Его всей душой, ибо страстно желаем, Чтоб смирения дух покаянье в грехах в наше сердце принес!
Ибо столько всего мы на нашей Земле натворили, Что все силы сердец наших, рук — мы собрать воедино должны, Чтоб все лучшее, светлое, доброе вновь возродили! Для прозрения душ наших Богом Пасхальные дни нам даны.
В эти дни перед нами Врата Небеса распахнули, Изливая потоки Божественной Силы, Любви и Добра, Чтоб прозревшими мы в Лоно Веры Священной вернулись, Чтоб, ликуя, влились голоса наши в светлый Небесный Хорал!
Вознести от души к Небесам россыпь слов благодарных И в молитвах проси ниспослать на родные края благодать! Станет больше на нашей Земле добрых дней, лучезарных, Если сможем отринуть все зло, а Любовь и Добро отстоять!
Мы должны, наконец, осознать важность наших деяний — И вокруг оглядеться, чтоб горькую правду понять: Как мы, люди, могли причинить столько бед и страданий — Земле нашей! — Для нас она вечно пребудет Кормилица — Мать!
Сколько Любовь и Терпение Господнее к нам, земнородным, безмерны! Божья помощь нисходит с Небес для Добра к нам, как Солнца лучи. Мы обязаны Землю родную очистить от скверны — И любовью своей беззаветной все раны ее залечить!
Утром ранним проснись — и взгляни на родную землю, Вспомни: сколько Добра от нее, – и поклон ей с молитвой воздай. Ведь — святая, живая Земля, и всему она внемлет! Ты в ответ на заботу ее — всю любовь и тепло ей отдай!
И утихнет бушующий вал, что смывает все в бездну; И Земля перестанет от боли и гнева стонать и дрожать. И, молитву услышав твою, не позволит исчезнуть Земнородным Господь, — в Его силах от боли нас удержать!
Не единожды спас нас Всевышний Господь Милосердный: Сколько раз довелось, согрешивши, нам — в шаге от бездны стоять! Но Господь снова верил нам, внимая молитвам усердным — Всех подвижников, праведников, жизнь готовых за Веру отдать!
И Господь наш — Спаситель Христос вновь явил Божью Милость! Приняв муки за нас, умерев на кресте, — Он чудесно воскрес, Дабы мы, осознав это, в Вере Святой укрепились! Нашу жизнь озарит Свет Господней Любви, нисходящий с Небес!
Как мы в этом нуждаемся — в нашем безумном столетье, Когда в мире повсюду пылает вражды и насилия огонь! Ужаснувшись тому, что творится на нашей планете, — Сам Господь возлагал на раны людские Святую Ладонь!
Может быть, наконец, мы поймем, что от нас — все напасти; Осознаем, что лишь по Заветам Божественным надобно жить: Не убий, не кради, не желай своим ближним несчастья, — А попробуй обнять этот мир и все сущее в нем возлюбить!
Мир без злобы, вражды превратится в Оазис чудесный! Да пребудет началом великих, прекрасных свершений — наш век! И увидит с отрадою в сердце Отец наш Небесный: Осиянный Божественным Светом идет по Земле Человек!
В понедельник Страстной седмицы Высокопреосвященнейший митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим принимал поздравления по случаю 90-летия со дня своего рождения.
В этот день Высокопреосвященнейший владыка Никодим келейно выслушал богослужебное последование Великого Понедельника, за которым вознес Господу благодарственные молитвы о своем 90-летии и молитвы о ниспослании благословения народу Богом хранимой Слобожанщины. По случаю юбилея на имя владыки Никодима направил свое поздравление президент Украины Виктор Янукович. В Архиерейской резиденции с юбилейной датой митрополита Никодима поздравили губернатор Харьковской области Михаил Добкин, глава Харьковской областной рады Сергей Чернов, мэр Харькова Геннадий Кернес, викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий, священнослужители Харьковской епархии, преподаватели и студенты Харьковской Духовной Семинарии, верующие харьковчане. На имя митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима также поступило большое количество поздравительных адресов, среди которых поздравления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Во всех поздравлениях владыке Никодиму высказаны слова высокого уважения к его многолетним архипастырским трудам на благо Святой Церкви и народа, а также выражены пожелания крепкого здоровья, многих лет и Божией помощи в несении святительского служения.
С 25 по 27 апреля 2011 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. В рамках поездки состоялись богослужения и официальные мероприятия, посвященные памяти жертв Чернобыльской катастрофы 1986 года.
В поездке Его Святейшество сопровождали: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюепископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председательСинодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский.
Неожиданное решение было принято на заседании Священного Синода Вселенского Патриархата. Члены Синода одобрили предложение Константинопольского Патриарха Варфоломея о созыве этим летом «Синода Предстоятелей древних Патриархатов», т.е. глав Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей.
Поводом к этому послужили недавние политические события на Ближнем Востоке, обсудить которые призвал своих собратьев Патриарх Варфоломей. Патриарх Варфоломей счел необходимым обсудить положение православных верующих в зоне многочисленных ближневосточных конфликтов (напомним, что за последние несколько месяцев на канонической территории Александрийского Патриархата произошло свержение президента Египта Хосни Мубарака, а также продолжается война в Ливии; сложная политическая обстановка сложилась в Йемене; на территории Антиохийского Патриархата политически нестабильная ситуация сложилась в Сирии, Ливане, а также в Ираке и Кувейте; в самом сердце ближневосточных конфликтов находится Иерусалимский Патриархат, на канонической территории которого располагаются Израиль, Палестинская автономия, Иордания и Катар), а также разработать инициативы для поддержки христиан других конфессий, пострадавших в ходе политической нестабильности. Несмотря на вполне уважительную причину, созыв такого необычного органа, как «Синод Предстоятелей древних Патриархатов» не может не напоминать следование распространенной среди греков теории о «пентархии» — власти пяти древних Патриархатов, из которых после отпадения Рима в Православии остались только четыре: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. По мнению сторонников этой теории, именно четырем древним Патриархатам Востока принадлежит особое право в управлении всеми Православными Церквами в мире, тогда как позднейшие по времени возникновения Поместные Православные Церкви считаются некоторым образом «подчиненными» какому-либо из древних Патриархатов. Эта теория оспаривается многими другими автокефальными Церквами, которые считают себя совершенно равными с древними Патриархатами, однако среди греков теория «пентархии» очень популярна. Вполне возможно, что созыв Синода Предстоятелей древних Патриархатов преследует цель приучить православный мир к существованию такого особого органа, а также к тому, что ему принадлежит отдельная и особенная роль.
По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий в Свято-Благовещенском кафедральном соборе возглавил богослужение с выносом плащаницы, изображающей погребение Спасителя.
Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим совершил праздничную Божественную литургию в Свято-Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова. Митрополиту Никодиму сослужили викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий, духовенство Свято-Благовещенского собора. За богослужением по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима архиепископ Онуфрий рукоположил учащихся Харьковской Духовной Семинарии: в сан священника — диакона Михаила Третьяка, в сан диакона — Дмитрия Максименко. Накануне вечером и в самый день праздника Входа Господня в Иерусалим в храмах совершалось освящение ветвей вербы и других растений, знаменующих пальмовые ветви, с которыми жители Иудеи встречали Господа, перед Его искупительными страданиями и славным Воскресением. Освященные ветви приносят частицу святого праздника в дома верующих и служат напоминанием о последних земных днях Спасителя.